|
|
N°15, 30 января 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ашхабад не рискнул блефовать с Москвой
И начал интриговать против Тегерана
В Ашхабаде сегодня заканчиваются двухдневные консультации между Туркменией и Азербайджаном по вопросам разграничения дна Каспийского моря. Делегацию из Баку возглавляет замминистра иностранных дел Халаф Халафов. Последние азербайджанско-туркменские переговоры по Каспию проходили в мае 2001 года. Затем отношения двух стран серьезно осложнил спор о принадлежности нескольких нефтяных месторождений в центре Каспия. Дело дошло до частичного разрыва дипотношений, туркменское посольство в Азербайджане прекратило свою деятельность.
Этот спор продолжился в апреле 2002 года, когда первый саммит пяти прикаспийских стран в Ашхабаде омрачился публичной перепалкой президентов Туркмении и Азербайджана. Туркменбаши не удержался от упреков в адрес Гейдара Алиева, заявив, что «на Каспии запахло кровью». После этого стало очевидно, что преодолеть кризис в отношениях двух стран невозможно, пока существует личная неприязнь между лидерами государств. Теперь место Гейдара Алиева занял его сын Ильхам, и появилась возможность начать туркменско-азербайджанский диалог с чистого листа. Не случайно, отправляясь в Ашхабад, г-н Халафов заметил, что там «должен быть обсужден вопрос восстановления деятельности посольства Туркмении в Баку».
Примечательно, что инициатором нынешних консультаций был Ашхабад. Как стало известно газете «Время новостей» из осведомленных источников в Баку, поводом для этого была не только смена руководства в Азербайджане. В Туркмении хотели бы с помощью Баку усилить свои позиции в неожиданно возникших спорах с Ираном по поводу освоения нескольких блоков нефтяных месторождений (блоки 28, 29, 30, 31) в юго-восточной части Каспия. Еще два года назад для разработки этих блоков было создано СП «Зарит» с участием российских компаний «Итера», «Роснефть» и «Зарубежнефть». В декабре прошлого года должно было состояться подписание Соглашения о разделе продукции (СРП) между «Заритом» и правительством Туркмении. Кроме того, предполагалось привлечь туркменские и иранские компании к освоению этих месторождений, обсуждалось предоставление им от 10 до 15% акций «Зарита».
Однако подписание СРП не состоялось, воспротивился этому Иран. Тегеран усмотрел в туркменско-российском СРП посягательство на свои интересы, поскольку считает, что блоки нефтяных месторождений находятся в основном в той 20-процентной зоне Каспия, на которую претендуют иранцы при разделе моря. А эти претензии в свою очередь являются главным препятствием в достижении консенсуса между странами каспийской «пятерки». Никто не готов делиться с Ираном частью Каспия в ущерб себе. Сейчас, в преддверии февральских парламентских выборов в Иране, Тегеран не может смягчить свою позицию. Поэтому Ашхабад решился на политическую интригу, пытаясь привлечь на свою сторону Баку, -- если удастся полюбовно решить спор Туркмении и Азербайджана относительно месторождений в центре Каспия («Кяпаз» и другие), то тогда Тегеран окажется перед единым фронтом Баку и Ашхабада. Ведь тогда Азербайджан может рассчитывать на поддержку Туркмении и в своем споре с Ираном по блоку каспийских нефтяных месторождений «Алов».
Очевидно, успех туркменско-азербайджанских консультаций в интересах России. Как с коммерческой точки зрения участия российских компаний в разработке нефтяных блоков 28--31, так и в связи с возникновением дополнительного политического рычага давления на Тегеран в вопросе раздела Каспия.
Одновременно с нефтяной интригой туркменское руководство в эти дни разыгрывает интригу газовую. Вчера стало известно о переносе с февраля на апрель визита в Ашхабад президента Украины Леонида Кучмы. Кучма и Ниязов собирались подписать широко разрекламированное обеими сторонами стратегическое соглашение на 25 лет о поставках 1 трлн кубометров туркменского газа на Украину. При этом визит г-на Кучмы отложен уже во второй раз, газовое соглашение предполагалось подписать в Ашхабаде еще в октябре прошлого года. По сведениям «ВН», очередной перенос визита президента Украины состоялся по просьбе Туркменбаши. Как сообщает официальный Ашхабад, причина в том, что «эксперты не успели проработать к намеченному сроку все варианты развития газотранспортной системы для увеличения поставок туркменского газа на Украину». Принято решение «продолжить эту работу с учетом участия в будущих проектах России и Казахстана».
Именно в последних словах «зарыта собака». Ведь почти такие же объемы туркменского газа, какие обещаны Киеву, уже законтрактованы на те же 25 лет российским «Газпромом». Даже если Туркмения окажется способна нарастить добычу газа, чтобы обеспечить соглашения и с Москвой, и с Киевом, ей предстоит прежде договариваться с Россией, через территорию которой придется транспортировать газ на Украину. И в Ашхабаде, видимо, вспомнили предостережение Владимира Путина, сделанное им недавно в Екатеринбурге германскому канцлеру Герхарду Шредеру, -- мол не стоит рассчитывать на надежность поставок туркменского газа в обход России, ведь в Ашхабаде обещают и нам, и Украине такие его объемы, которых в Туркмении нет. Так что Туркменбаши принял разумное решение. «Блефовать по газу» в отношениях с Москвой было бы рискованно.
Аркадий ДУБНОВ