|
|
N°14, 29 января 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Подарок для банкиров
РЖД оказались весьма привлекательными
Железнодорожники провели для российских и иностранных банкиров -- потенциальных инвесторов -- презентацию АО "Российские железные дороги" (РЖД). Однако, по словам самих представителей компании, конкретики на встрече было мало: обсуждение тех или иных инвестпроектов последует уже "в личном порядке". Вчера РЖД изо всех сил хотелось показать, что компания имеет очень привлекательные инвестиционные продукты, а банкиры внимали, как потом сказал глава Сбербанка Андрей Казьмин, "амбициозным, но вполне реализуемым" планам.
Как заявил вице-президент РЖД по финансам Федор Андреев, компания намерена привлечь в этом году 1 млрд долл. внешних инвестиций, в том числе до 10 млрд руб. посредством осеннего выпуска рублевых облигаций. Привлеченные средства будут направлены на реструктуризацию кредитного портфеля компании, которая тем самым сможет сократить расходы на обслуживание долга. Параллельно РЖД ведут работу с рейтинговыми компаниями Moody`s и Standard & Poor`s. и также к осени планируют получить кредитный рейтинг, чтобы выйти на рынок валютных облигаций. В целом посредством выпуска облигаций, кредитов и займов банков, а также путем инвестирования собственных средств РЖД планируют привлечь до 2007 года порядка 5 млрд долл.
"Инвестиции в развитие ОАО РЖД являются беспроигрышным проектом", -- заявил президент компании Геннадий Фадеев, повторив несколько раз заветные цифры: "уставный капитал 1,5 трлн руб., годовая выручка 652 млрд руб., годовой доход 144 млрд руб.". И, как выяснилось, банкиры это уже подтверждали. Первым в инвестиционную привлекательность РЖД поверил ВТБ, который осенью прошлого года уже предоставил кредит РЖД на 100 млн долл. По словам главы ВТБ Андрея Костина, банк установил для железнодорожников лимит кредитования в объеме 350 млн долл., а оставшиеся 250 млн долл. будут распределены следующим образом: до 50 млн будет предоставлено РЖД в виде краткосрочных кредитов, 100 млн -- в виде долгосрочных кредитов, еще 100 млн будет инвестировано в облигационные займы, с которыми РЖД планируют выйти на рынок.
Сбербанк в своих намерениях оказался более сдержанным. Г-н Казьмин лишь скупо намекнул, что банк, "сотрудничающий до этого только с отдельными железными дорогами, рассмотрит возможность кредитования всей компании". Несмотря на то что конкретные объемы кредитования еще не утверждены, в РЖД не сомневаются, что компания получит деньги и от Сбера.
С тем, что РЖД без денег российских и зарубежных банкиров не останутся, согласен и президент ТрансКредитБанка Юрий Красковский: "При существующей емкости российского рынка, т.е. при том количестве рублей, которые периодически выбрасывает на рынок ЦБ, банки испытывают дефицит инвестиционных инструментов", -- заявил он.
Учитывая, что все крупные нефтяные компании, как правило, кредитуются в зарубежных банках, появление такого емкого заемщика как РЖД -- не что иное, как настоящий подарок для банкиров. Наиболее выгодным сейчас является вложение в машиностроение или обновление подвижного состава, что собственно и презентовалось железнодорожниками в качестве основного инвестиционного продукта. "Срок службы вагона 23 года, срок окупаемости 7 лет, а дальше идет чистая прибыль. Это суперпроект", -- резюмирует г-н Красковский.
Потенциальных инвесторов даже не смутило то, что ранее представлялось основной "страшилкой" для инвесторов: в госсобственности находится 100% акций и большая часть имущества РЖД является стратегической для государства и не может выступать залогом под привлекаемые средства. "На первых порах это обстоятельство нас даже радует, -- заявил газете "Время новостей" один из банкиров, -- поскольку риски на кредиты можно рассматривать как государственные". С этим согласен и г-н Красковский: "Риски в данном случае невелики, поскольку предполагаемый объем займа составляет лишь 2% от выручки компании (около 8 млрд долл.)". А президент Балтийского банка Олег Шигаев считает, что беспокойство, скорее, должно вызвать отсутствие у РЖД рычагов влияния на тарифную политику, особенно в сфере грузоперевозок. До сих пор рост издержек компании опережал рост тарифов, устанавливаемых правительством.
Яна ВИКТОРОВА