|
|
N°16, 02 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Продюсировать кино "Мосфильму" невыгодно
Александр ЛИТВИНОВ -- первый заместитель генерального директора киноконцерна «Мосфильм» -- отвечает на вопросы кинообозревателя «Эха Москвы» Виты РАММ.
-- Почему именно 30 января считается днем рождения «Мосфильма»?
-- 80-летие для нас -- это рабочие будни. Вряд ли мы можем найти какой-то документ, где написано, что «Мосфильм» создан 30 января 1924 года. В начале 20-х годов было принято решение слить две национализированные студии -- Первую и Третью фабрики «Госкино». (Новые корпуса на Ленинских горах начали строить в 1927 году. Современное название «Мосфильм» существует с 4 января 1936 года. -- Ред.) В архивах мы нашли смешную на сегодняшний взгляд переписку бухгалтеров обеих кинофабрик. Процесс был долгим, параллельно шли съемки. Определяя дату рождения студии, мы решили ориентироваться на первую картину после объединения. 30 января 1924 года состоялась премьера фильма «На крыльях ввысь». Кстати, снятой первым директором этого объединения Борисом Михиным. И сегодня «Мосфильм» продолжает эту традицию.
-- Так можно праздновать целый год, а если найти дату запуска фильма в 1923 году -- то и два года.
-- Вот потому для нас юбилейная дата -- нормальные будни. Много работы. А праздники у нас простые. Загрузка павильонов большая -- праздник, закончили реставрацию фильма «Андрей Рублев» -- праздник. Купили ветродуй, оборудовали современный камерваген, начали ремонт кинопавильонов -- вот сколько у нас праздников случилось в течение года!
-- У вас возле центральной проходной что утром, что вечером -- всегда люди. «Мосфильм» работает круглые сутки?
-- Некоторые цехи -- да, круглые сутки. Например, тон-студия, лаборатория. Сегодня у нас в производстве 120 проектов. И это только начало года!
-- Но ведь в основном «Мосфильм» обслуживает производство телевизионных сериалов.
-- Забудьте это слово -- «обслуживать»! Мы не обслуживаем. Мы оказываем комплексные производственно-технические услуги, куда входят персонал, техника, павильон, сценическо-постановочные средства, офисные помещения для съемочной группы. А что касается производства сериалов -- то это процентов 60, не больше. Телеканалы ведь часто сами не производят, а заказывают студиям. Например, очень активно работает с «Первым каналом» студия Никиты Михалкова «ТРИ ТЭ» -- снимали телесериал «Турецкий гамбит». У каждого канала есть свои производящие структуры. Так удобнее работать.
-- А ведь был момент, когда между «Мосфильмом» и телеканалами возник конфликт...
-- «Мосфильм» ни с кем и никогда не боролся. Мы лишь отстаивали и отстояли свою правоту. В середине 90-х телеканалы почему-то решили, что все фильмы, снятые до 1993 года, подпадают под понятие publick domaine, т.е. принадлежат всем, а значит, их можно показывать бесплатно. Телеканалы тогда старались использовать всю свою мощь, вплоть до подключения административных ресурсов. Но мы отстояли авторские права «Мосфильма», в том числе и через суд. И уже лет девять живем с телеканалами дружно, работаем на договорных условиях. Мы стараемся соблюдать некий паритет интересов, чтобы наши фильмы шли по всем каналам.
-- А стоимость одной и той же картины для разных каналов разная?
-- Конечно. Стоимость рекламы ведь на каналах разная. Цена фильма зависит и от времени показа. Каналы с нами согласовывают и эти позиции.
-- А где вы берете профессиональных работников? Ведь еще пару лет назад проблема специалистов «второго звена» была крайне актуальна для киноотрасли.
-- Уже четыре года на «Мосфильме» работает программа подготовки инженерно-технических специалистов, которых не готовят в институтах, и «второго звена» съемочных групп: ассистентов режиссеров (очень дефицитная профессия!), ассистентов по реквизиту, актеров, пиротехников, костюмеров, осветителей... Мы стараемся обучать молодежь. Первым нашим опытом были курсы механиков сложной съемочной аппаратуры. Боялись, конечно, вдруг они останутся безработными? А сегодня их уже не хватает. Кинотехнологии быстро меняются, появились новые профессии (например цифровой монтаж звука), потому специалистов мы готовим сами. Есть профессии, которые постигаются годами: колористы, звукооператоры перезаписи...
-- А продюсер может привести своего, со стороны?
-- Может, только где он его возьмет?! Современная киноаппаратура -- как сложнейший компьютер, а во ВГИКе по-прежнему обучают студентов на старых камерах, старых монтажных столах. А ведь знание современного оборудования может влиять и на творческий замысел.
-- Сколько стоит обучение?
-- Мы принципиально не берем за это деньги. Это дает шанс прийти к нам людям, которые хотят работать именно в кино, хотя мы не гарантируем работу по окончании курсов. Но процентов 90 оказываются трудоустроенными. Только совсем уж бестолковые могут не найти, при сегодняшних-то потребностях, себе применения.
Проходят у нас обучение и вторые режиссеры -- это совместная программа с ВГИКом. Таким образом мы улучшаем качество работы «Мосфильма». Увеличивается предложение на рынке труда. И уже осветители не будут чувствовать себя настолько уникальными специалистами, чтобы выставлять баснословные требования по заработной плате. У нас программа обучения рассчитана до 2008 года. Она, конечно, может меняться в зависимости от конъюнктуры рынка. Сейчас никто не готовит художников-декораторов. К нам приходят ребята из художественных институтов и начинают учиться заново. Они документы об окончании курсов не успели получить, а уже все были расписаны по съемочным группам.
-- Каждый художник-декоратор мечтает сделать такой городок под открытым небом, как Людмила Кусакова, соорудившая декорации для фильма Карена Шахназарова «Всадник по имени Смерть».
-- Это уникальный случай. Съемки в этих декорациях уже расписаны на месяцы вперед. Телевидение начинает много сериалов на историческую тему. А найти в Москве место для натурных съемок города в конце XIX -- начале XX века уже невозможно. В этой декорации можно снимать не только костюмные фильмы о Москве. Так что декорация нам вернет потраченные на нее деньги.
-- На «Мосфильме» снимается сотня фильмов. Но сколько из них продюсирует сам киноконцерн?
-- В этом году -- только картину Шахназарова.
-- А почему так мало? Вы ведь столько денег зарабатываете на услугах.
-- Это невыгодно. Мы еще не закончили свое перевооружение. Кинооборудование, новые технологии -- очень дорогие. Например, мы уже видим, что пульт перезаписи музыки устаревает, надо приобретать новый. 99% оборудования закупается за рубежом. Руку всегда надо держать на пульсе. И это для нас приоритетная задача.
Еще мы готовим большой проект по произведению Адамова «Тайна двух океанов». Но много денег вкладывать в кино мы не можем, не более двух-трех проектов в год. Конечно, нам хочется и самим снимать фильмы, но если надо ремонтировать павильоны...
-- Получается, что Карен Шахназаров пользуется своим служебным положением?
-- Во-первых, он сам все это создавал. Во-вторых, он режиссер. В-третьих, он фильм снимает только частично на средства «Мосфильма», основные деньги он сам принес на студию.
-- А руководители других объединений, которых на «Мосфильме» десять, не ревнуют?
-- Все работают, ревновать некогда. Может быть, ревновали, когда было безденежье, а Владимир Досталь финансировал съемки фильма Меньшова «Ширли-мырли». Сейчас не снимают только те, кто не хочет.
Мы -- государственное унитарное предприятие «Киноконцерн «Мосфильм». Все наши кинообъединения -- абсолютно самостоятельные структуры и работают на тех же условиях, как и все другие компании. Руководители объединений входят в правление, которое решает стратегические задачи развития киноконцерна. Правление в сложные времена уравновешивало разные инициативы. Вот Владимир Досталь хотел провести приватизацию, он так видел развитие студии. Правление выступило против. Здравый смысл и опыт подсказывали режиссерам -- членам правления, что не наступило еще время для перемены собственности. Но не надо забывать, что тогда было особенно сложное для российского кино время. В середине 90-х снималось три-четыре фильма в год. Для такой махины, как «Мосфильм», это было катастрофой. Владимир Досталь выполнил главную задачу -- сохранил студию. А когда мы с Шахназаровым пришли, то ведь и в стране начались некие подвижки. Государство стало стабильно финансировать фильмопроизводство, и на «Мосфильме» дела пошли лучше.
-- Так в чем уникальность «Мосфильма»?
-- Мы уверенно себя чувствуем. Что представляет собой студия «Барандов»? Два павильона. А все остальное разрознено. Костюмы они берут на стороне, звук на стороне... Практически все студии в Европе так работают. А у нас все в комплексе. И транспорт, и костюмы, и монтажно-тонировочный комплекс, и лаборатория. «Мосфильм» не является только лишь производственной базой, хотя многие хотели бы его видеть таким. Предоставление услуг -- лишь одна из его функций. Я абсолютно уверен, что на 70% картин, которые снимаются на нашей производственной базе и используют полный цикл услуг, можно ставить фирменный знак «Мосфильма». Люди на них работают наши, оборудование наше. Продюсер другой, деньги не мосфильмовские -- но все остальное наше. А как в «Парамаунт»? Под их заставкой сколько студий, продюсеров! У нас такая же система.
-- На студии имени Горького есть планы слегка потеснить вас на рынке.
-- Это потребует огромных вложений. Вряд ли найдется частный инвестор, который согласится тратить такие средства на кинопроизводство. Но если это получится, мы будем только рады. У нас звукоцех работает по 24 часа в сутки.
Беседовала Вита РАММ