Время новостей
     N°15, 30 января 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.01.2004
О простодушии
Сегодня премьера оперы «Мазепа» в Большом театре
Сегодня вечером, а также 1, 3, 5 и 10 февраля в Большом театре дают оперную премьеру -- «Мазепу» Чайковского. В 2004 году исполнится 120 лет со дня первой постановки этой оперы.

Нынешняя версия обещает полностью соответствовать тому новому духу, что пестует в себе Большой, то есть быть современной, но не бравировать экспериментом, играть и петь по-европейски, но сохранять пафос национально-культурного достояния.

Выполнить эту заковыристую задачу намерены дирижер Александр Титов, художник Георгий Алекси-Месхишвили, балетмейстер Георгий Алексидзе и главное лицо постановочной команды драматический режиссер Роберт Стуруа. Он продолжит дело Леонида Баратова и Сергея Бондарчука, ставивших «Мазепу» в Большом театре, но, кажется, не намерен ни строго следовать пышным традициям, ни спорить с ними.

Известный и в Грузии, и в Москве, и в Европе, ставивший оперы, но всякий раз потом зарекавшийся работать в этом жанре Стуруа объяснил, что сначала отказался от предложения Большого. Но в конце концов не устоял перед возможностью поработать на амбициозной сцене. Драматургия «Мазепы» не вызывает у Стуруа безоговорочного энтузиазма -- он считает ее рыхлой и поэтому трудной. Но все же надеется, что у спектакля будет шекспировский профиль, -- он ставит драму о том, как любовь к власти истощает все прочие чувства.

Возможно, что этот «Чайковский по-шекспировски» окажется не по вкусу пуристам-традиционалистам. Есть в концепции Стуруа нюанс, который способен растревожить их сердца, убаюканные обещаниями шекспировского драматизма. Простодушие и ирония стоят во главе угла режиссерского оперного видения. Оба эти качества понимаются им как свойства высокие и обещающие единственно правильный результат. По словам Стуруа, опера -- предельно условное искусство, и эту условность нужно усиливать. Иронии надлежит сквозить во всем, лишая действие стереотипной тяжеловесности, а простодушие должно в свою очередь компенсировать изощренность взгляда.

Очевидно, что слишком многое здесь будет зависеть от актерской игры и способности режиссера скрыть драматическую слабость оперных певцов. Пока Стуруа не рассказывает, удалось ли ему добиться от вокалистов Большого театра изысканного актерства, но заметно, что он очень волнуется. Удастся ли певцам и постановщикам избежать судьбы последних премьер Большого из русского репертуара (все они были не слишком удачными), публика узнает уже сегодня.

Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Театр