|
|
N°14, 29 января 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Зачистка» в небе
Европа закрывается от воздушных лихачей
Власти Европейского Союза приняли решение сформировать черный список небезопасных иностранных авиакомпаний, доступ которым в воздушное пространство объединенной Европы будет запрещен. Впервые список, как ожидается, будет обнародован к концу года. Вчера в Брюсселе было объявлено, что согласованное решение по этому поводу приняли три основных законодательных и исполнительных органа ЕС: Совет ЕС, Еврокомиссия и Европарламент.
Тема «попустительства» европейских властей по отношению к иностранным авиакомпаниям, не соблюдающим требования безопасности полетов, оказалась в центре общественного внимания после катастрофы египетского лайнера в Шарм-эль-Шейхе 3 января этого года. Трагедия унесла жизни 148 человек, в основном французских туристов. Выяснилось, что авиакомпании Flash Airlines, которой принадлежал разбившийся самолет, с 2002 года были запрещены полеты в Швейцарию. В этой стране инспекторы обнаружили серьезные нарушения на двух самолетах Flash Airlines (их у компании и было всего два). После трагедии в Шарм-эль-Шейхе министерство транспорта Франции заявило, что оно не было в курсе жесткого решения швейцарских коллег. Швейцария не входит в состав ЕС, но состоит во многих западноевропейских специализированных организациях, в том числе в JAA (Объединенной авиационной администрации) и Eurocontrol (Европейской организации по безопасности воздушного движения).
В соответствии с новыми правилами национальные авиационные власти страны -- члена ЕС, обнаружившие проблемы на иностранном самолете, могут проинформировать об этом Еврокомиссию. Она в свою очередь решает, не следует ли запретить соответствующей компании «въезд» в Европу. В случае положительного решения оно передается на утверждение Совета ЕС. Название проштрафившейся фирмы, как ожидается, станет достоянием публики сразу после издания рекомендации Еврокомиссии, даже если фактический запрет полетов Советом ЕС еще не введен. Разногласия между различными органами ЕС по поводу того, насколько широко следует распространять информацию о нарушителях, и сделали необходимым принятие совместного решения комиссии, совета и парламента. Такое решение состоялось в минувший вторник. Оно еще должно быть окончательно утверждено Европарламентом в феврале или марте, однако эксперты считают эту последнюю процедуру чистой формальностью.
Ранее авиационные власти европейских стран старались «не выносить сор из избы» по поводу своих отношений с зарубежными авиакомпаниями-нарушителями. Из стран -- членов ЕС только Великобритания сообщила, что в 2003 году она запретила доступ на свою территорию трем компаниям. Две из них -- из Сьерра-Леоне и Демократической Республики Конго -- получили постоянный запрет, а еще одна компания -- из Боснии -- временный. Названия этих компаний не разглашаются.
Швейцария 15 января этого года впервые частично опубликовала список компаний, самолеты которых не могут садиться на землю Виктора Теля. Этот неполный список включает азербайджанско-бельгийскую Silk Way, египетскую Flash Airlines, болгарскую Hemus Air, ливанско-американскую Jr Executive, нигерийскую Premium Air Shuttle, испанскую GIR Jet и украинскую «Днипроавиа».
Михаил КУКУШКИН