|
|
N°70, 19 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Иммунитет от «американского вируса»
В последние месяцы немцы стали гораздо осторожнее относиться к приобретению новых автомобилей. Однако, как считает президент германского союза автомобильной индустрии (VDA) Бернд Готтшальк, никаких оснований для панических настроений нет. «Состояние немецкой и европейской автомобильной конъюнктуры немного лучше, чем о нем говорят и думают некоторые», -- заявил он на днях. Согласно прогнозу VDA в 2001 году в Германии будет произведено около 5 млн автомобилей и 3,5 млн из них будет зарегистрировано новыми владельцами. По мнению г-на Готтшалька, это отвечает нормальному уровню потребления товара на колесах. Правда, за первые два месяца текущего года число вновь зарегистрированных автомобилей местного производства в Германии сократилось на 5%. Зато у иностранцев (прежде всего из Японии) этот показатель составил 16%. Оптимистично смотреть хотя бы на несколько месяцев вперед немецким производителям позволяет стабильный спрос на их продукцию за рубежом: экспорт автомобилей из Германии за январь--февраль вырос на 15%.
Факторами, сдерживающими потребителя при принятии им решения о покупке нового автомобиля, являются и непрекращающийся рост цен на горючее, и недавно опубликованные прогнозы ведущих экспертов о замедлении темпов экономического роста в Германии по сравнению с ожидавшимися, и безработица, которая вот уже несколько лет составляет около 4 млн человек. Тем не менее, по мнению VDA, автомобильной отрасли Германии пока удается сохранять иммунитет от «американского вируса», и даже на рынке США опять-таки «пока» работать с прибылью. Тем не менее дальнейшее развитие негативных тенденций, по мнению г-на Готтшалька, не позволяет с полной уверенностью утверждать, что германская автомобильная индустрия сможет полностью избежать их влияния. Многое в данном случае будет зависеть от того, насколько президенту США Бушу удастся реализовать свой пакет идей о снижении налогового бремени, какие будут приняты политические решения относительно банковских учетных ставок и как будет развиваться ситуация на биржах. Ведь именно спад на фондовом рынке в первую очередь отрицательно влияет на потребительский климат за океаном -- и, понятно, рикошетом в той или иной мере неизбежно ударяет по Старому Свету. По оценкам VDA, во втором квартале 2001 года автомобильный рынок США будет таким же слабым, как и в первом. В третьем квартале возможна его некоторая «консолидация», и лишь в конце года могут появиться первые положительные тенденции. «Однако и это, -- считает Бернд Готтшальк, -- не спасет американскую автомобильную промышленность: 2001 год для нее, очевидно, будет провальным».
Юрий ШПАКОВ, Берлин