Время новостей
     N°70, 19 апреля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.04.2001
Автомагазин на диване
Начало нынешнего года выдалось для мировой автомобильной промышленности исключительно неудачным. В США объемы продаж упали почти на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По данным агентства Bloomberg, сбыт корпорации General Motors снизился на 4,8%, а у Ford Motor Co. он упал на огромную для компании величину -- 13%. В результате из-за скопившихся на стоянках непроданных автомобилей Ford был вынужден объявить о сокращении производства в Северной Америке. Не далеко ушла и другая детройтская корпорация Chrysler, продажи которой снизились на 10%.

Впрочем, не все так плохо. Если европейские автомобильные концерны, так же, как и американцы, уменьшили сбыт в США, то японцы, в частности Toyota Motor, демонстрируют завидное увеличение продаж -- на 11%. Однако большинство экспертов все же склонны ожидать дальнейшего снижения реализации по всем сегментам автомобильного рынка. В поисках выхода из сложившейся ситуации производители пошли на предоставление покупателям колоссальных скидок в надежде, что хоть это позволит как-то ограничить масштабы спада.

Сегодня размеры скидок в среднем составляют почти 1500 долл. за автомобиль, а на американские автомобили -- еще выше. Так, скидка на автомобиль производства Chrysler в среднем составляет 2068 долларов. Причем отраслевые эксперты полагают, что на самом деле цены снижают еще больше, просто статистика может не учитывать скидки, которые предоставляют региональные дилеры. Кроме того, автоконцерны стремятся привлечь покупателей дешевыми кредитами и страховкой.

В Европе пошли по другому пути. Французская фирма Renault начала продавать автомобили через Интернет. Специально для этих целей в Великобритании, Франции и Германии созданы сайты, связанные с дилерской сетью компании. В проект интернет-торговли инвестировано около 34 млн долларов. Клиенту предоставляется возможность выбрать любой автомобиль и произвести его покупку. Правда, для окончательного оформления сделки нужно все-таки приехать в магазин: производить оплату через компьютерную сеть компания пока боится.

Однако говорить о том, насколько эффективными будут принятые меры, еще рано. Ведь помимо экономического спада в США на настроение покупателей влияют и другие факторы. В частности, продолжающийся в Америке и Европе рост цен на бензин. В Германии один литр бензина normal стоит в среднем 2,09 марок, и в ближайшее время цены вряд ли упадут, поскольку мировые запасы бензина находятся сейчас на самом низком за последние месяцы уровне. Многочисленные автовладельцы могут сколько угодно возмущаться беспрецедентным ростом цен -- изменить ситуацию не в их власти. Единственное, что они могут, -- это отложить покупку нового автомобиля или отказаться от нее совсем.

Алексей ЗЕМЦОВ