|
|
N°70, 19 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не подмажешь - не поедешь
В Москве вводят добровольную сертификацию автомобильных масел
Правительство Москвы решило запретить с сентября продажу с лотков автомобильных масел и технических жидкостей. Постановление правительства города, которым вводится это требование, предусматривает также введение в будущем году добровольной идентификации качества этих товаров.
Компании, изъявившие желание пройти такую идентификацию, будут проверять комплексно (производственные мощности, технологический процесс, фасовку, качество конечной продукции). При положительном заключении фирма получит специальные знаки с индивидуальным номером и как минимум двумя степенями защиты. Такие знаки будут наноситься на каждую канистру с маслом.
Это нововведение, по замыслу столичных властей, поможет бороться с некачественными и фальшивыми маслами и техническими жидкостями. По словам начальника управления транспорта и связи Москвы Александра Беляева, которые приводит агентство Интерфакс, в городе существенно увеличилась доля фальсифицированных автомобильных масел и технических жидкостей. Это сильно снижает уровень безопасности дорожного движения и непосредственно угрожает жизни людей.
В беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» представители нефтяных компаний в один голос поддержали решение прекратить торговлю с лотков. По их мнению, именно там продается основная часть некачественных моторных масел -- доля фальшивого масла на лотках достигает 90%.
По данным экспертов одной из крупных нефтяных компаний, ежегодно в России потребляется около 160 тыс. тонн автомасел. Но отечественная нефтеперерабатывающая промышленность выпускает только 80 тыс. тонн, еще 12 тыс. тонн импортируется легально, где-то столько же составляет нелегальный импорт. В результате получается, что каждый год в стране продается около 60 тыс. тонн заведомо некачественного автомасла, значительная часть которого попадает в Москву на лотки.
Как утверждают нефтяники, в основном некондиционный товар продается под марками shell, очень часто под марками BP и ЛУКОЙЛа. По этому поводу нефтяные компании давно забили тревогу. В частности, представитель ЛУКОЙЛа заявил корреспонденту газеты "Время новостей", что компания активно борется с подделками и устанавливает на канистру с маслом специальную защиту. По аналогичному пути пошла и ТНК. Столкнувшись в свое время с огромным количеством подделок, компания была вынуждена упаковывать свою продукцию в специальные канистры округлой формы. В результате масло ТНК практически исчезло с лотков, а представители компании, по их утверждению, пока не фиксируют подделок.
Вместе с тем идентификацию масел нефтяники восприняли неоднозначно. По мнению экспертов, это позволит мелким фирмам, производящим масла низкого качества, получить дополнительное подтверждение качества своего продукта. В отличие от крупных компаний, где сертифицируется вся производственная цепочка и каждая партия, малый бизнес проходит упрощенную систему сертификации. «Им достаточно на анализ принести одну банку масла и получить сертификат», -- утверждают эксперты. Далее, закупая на заводе базовые масла и уже имея сертификат, можно клеить на канистру любой лейбл.
Если подобная разница в подходах к "большим" и "маленьким" будет применяться в случае с идентификацией масел в Москве, то эффект от нововведения может оказаться отрицательным. И вместо уменьшения количества фальшивого масла новая процедура приведет к легализации подделок.
Алексей ЗЕМЦОВ