|
|
N°70, 19 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Встретились, поговорили
Банки России и Китая хотят стричь купоны без посредников
Стратегическое партнерство, провозглашенное политическими руководителями России и Китая, может принести дивиденды банкирам двух стран. К такому выводу пришли участники российско-китайского банковского форума, завершившегося вчера в Москве. Банкиры рассчитывают потеснить западных конкурентов, которым достается львиная доля комиссионных от российско-китайской торговли, обеспечить банковским сопровождением челноков и заработать на инвестициях в российский ТЭК. Разбираться с их идеями предстоит теперь центральным банкам и правительствам России и Китая.
Интерес банков к обслуживанию двусторонней торговли понятен. Товарооборот между странами растет на глазах. В прошлом году он вырос на 40%, до 8 млрд долл., а за два месяца 2001 года увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года почти вдвое, достигнув 1,75 млрд долл. Однако обслуживают крепчающие торгово-финансовые потоки в основном «банки третьих стран».
Дело в том, что Народный банк Китая предъявляет весьма высокие требования к иностранным банкам, собирающимся делать деньги в Китае. Открывать свои «дочки» в КНР позволено кредитным учреждениям с активами не менее 5 млрд долл. Из российских банков этому требованию удовлетворяет только Сбербанк. И хотя свои представительства в КНР имеют Внешторгбанк и Внешэкономбанк, ни тот, ни другой не вправе вести в Китае даже ограниченный круг операций. Китайские банкиры не принимают аккредитивы и гарантии российских коллег. Поэтому нашим экспортерам выгоднее работать с западными банками, отвечающими всем требованиям китайского банковского надзора, констатирует председатель Внешэкономбанка Андрей Костин.
Китайцы признают, что перегнули палку. По словам президента АРБ Сергея Егорова, зампред Народного банка Лю Тинхуань пообещал участникам форума сделать для российских банков послабление. Однако банкиры, похоже, не очень верят в оперативность китайских надзорных органов и ищут альтернативы.
Управляющий Межпромбанком Сергей Веремеенко предлагает создавать межбанковские консорциумы, которые будут финансировать проекты по транспортировке российских энергоносителей в Китай. Динамичная экономика наших соседей требует все больше нефти, угля и газа, которые китайцы могут импортировать из России. По словам г-на Егорова, китайские финансисты готовы вкладывать деньги в российские обрабатывающие отрасли и даже в сельское хозяйство.
Идеи о том, как «аккумулировать» финансовые потоки, курсирующие между Россией и КНР, имеются не только у банкиров. Еще в январе директор департамента АРКО Георгий Агапцев рассказал, что на базе Дальрыббанка может быть организован российско-китайский банк для обслуживания приграничной торговли. По его словам, эту идею одобрило руководство Приморского края и пяти северных провинций Китая.
Объем приграничной торговли эксперты оценивают в 1--1,5 млрд долларов в год. Сейчас эти деньги текут мимо банков: челноки предпочитают наличность, которую, по словам г-на Егорова, возят в мешках -- смотреть больно. К тому же расчеты в наличных долларах полностью выпадают из поля зрения налоговиков, констатирует зампред ЦБ Виктор Мельников. Поэтому банкиры поставили перед собой амбициозную цель. По словам зампреда Внешторгбанка Анатолия Чернышова, банковским сопровождением необходимо обеспечить как легальную, так и нелегальную торговлю. С этой целью ВТБ подписал вчера соглашение о сотрудничестве c одним из крупнейших коммерческих банков Китая -- China Everbright Bank.
Владимир ФЕДОРИН