|
|
N°14, 29 января 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Рахмонову угрожает новая фронда
Таджикский президент обидел и «своих», и «чужих»
В Таджикистане в эти дни происходят события, которые могут взорвать стабильность, казалось бы, обретенную страной. В июне 1997 года подписанием Московских мирных соглашений между официальным Душанбе и таджикской оппозицией была остановлена многолетняя и кровавая гражданская война. Условиями компромисса стали, в частности, всеобщая амнистия боевиков враждующих сторон и предоставление оппозиционерам 30-процентной квоты в органах власти Таджикистана.
Теперь выясняется, что примирения в стране так и не произошло, и потенциал для демократического развития, заложенный Московскими соглашениями, оказался растерян. В Таджикистане все отчетливее вырисовывается процесс становления авторитарного режима. Президент Эмомали Рахмонов, находящийся у власти с 1992 года, в результате проведенного в июне прошлого года референдума получил возможность продлить свои полномочия вплоть до 2020 года. Одним из немногих бывших лидеров оппозиции, находившихся во властных структурах и открыто выступивших против референдума, был глава компании «Таджикгаз», лидер Демпартии Таджикистана Махмадрузи Искандаров. Он напомнил, что согласно мирным соглашениям 1997 года президент в Таджикистане не может быть избран больше чем на один семилетний срок. В октябре Искандарова отправили в отставку.
В начале декабря он вместе с другим известным в прошлом полевым командиром оппозиции Саламшо Мухаббатовым («генералом Саламом»), до начала прошлого года возглавлявшим компанию «Таджикнефть», отправился в горные районы Таджикистана, являющиеся все последние годы вотчиной оппозиции. Оттуда и прозвучало на прошлой неделе их интервью таджикской службе «Радио Свобода», в котором они бросили вызов президенту Рахмонову. Учитывая популярность Искандарова и Мухаббатова среди настроенных враждебно к Рахмонову таджикских региональных кланов, а также то, что многие боевики оппозиции оружия не сдали, а держат его «зачехленным», это выступление может оказаться катализатором новой и весьма опасной для Душанбе фронды.
Вчера редакции газеты «Время новостей» удалось связаться по телефону с Махмадрузи Искандаровым. По его словам, он и его сторонники намерены потребовать от Рахмонова прекращения преследования своих сторонников («все силовые структуры брошены президентом на поиск наших грехов»), свободы деятельности политических партий («регистрация партий производится только по личному разрешению Рахмонова, а их членов шантажируют спецслужбы»). Оппозиционеры также добиваются принятия новых законов о выборах, о СМИ («государственные издательства отказываются печатать независимые газеты»).
«Пока мы намерены требовать все это мирным путем, в рамках конституции», -- говорит г-н Искандаров. Но тут же приводит фразу, сказанную некогда самим Рахмоновым и повторенную недавно в своем кругу бывшим полевым командиром "прорахмоновского" «Народного фронта Таджикистана», а ныне одним из руководителей агентства по контролю над незаконным оборотом наркотиков, Мирзоавлие Ширавлиевым: «Мы с кровью пришли, с кровью и уйдем». Искандаров дал понять, что бывшие боевики оппозиции настроены решительно...
Ситуация накаляется и в самом Душанбе. Два дня назад Эмомали Рахмонов отправил в отставку командующего президентской гвардией генерала Гафура Мирзоева. Известный под прозвищем Гафур Седой, он считался долгие годы одним из самых близких соратников президента, подавлял поднятые против него мятежи, в том числе и самые опасные, возглавлявшиеся в середине 90-х годов знаменитым полковником Махмудом Худойбердыевым. Гафур Мирзоев еще и успешный бизнесмен, вместе с другими членами таджикского руководства он контролирует крупнейший алюминиевый завод в Турсунзаде, один из основных источников поступления валюты в страну.
Свою отставку генерал воспринял болезненно, назвав ее результатом «интриг в окружении президента». На его место в гвардию (она теперь станет называться «национальной») прочат полковника Рахмоналиева, выходца из родного города Рахмонова -- Дангары. «Если мне не дадут работать, я покину республику», -- пригрозил Гафур Седой, пообещав, правда, «не брать в руки оружие».
Тем не менее, как сообщил вчера газете «Время новостей» бывший противник генерала Махмудрузи Искандаров, «они находятся в тесном контакте с Гафуром»... Это означает одно -- полевых командиров, воевавших друг с другом десять лет назад, может объединить общий противник, узурпирующий власть как у бывших «своих», так и у «чужих». А где-то еще, за пределами Таджикистана, держит сухим порох и полковник Худойбердыев, самый непримиримый враг нынешнего таджикского лидера, ведь слухи о его гибели так и остались только слухами...
Вчера, по сведениям газеты «Время новостей», президент Рахмонов пригласил к себе на беседу Гафура Мирзоева. В Душанбе, видимо, оценили всю опасность ситуации.
Аркадий ДУБНОВ