|
|
N°13, 28 января 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Присвоение акций и неуплата налогов
Генпрокуратура объявила в розыск новую порцию «людей ЮКОСа»
Заместитель генпрокурора Юрий Бирюков вчера сообщил информагентствам о том, что в рамках «дела ЮКОСа» в международный розыск объявлены сразу десять человек. Трое из них -- Леонид Невзлин, Владимир Дубов и Михаил Брудно -- акционеры нефтяной компании и соратники Михаила Ходорковского, еще в прошлом году покинувшие пределы России. Личности остальных семерых обвиняемых вчера ни представители самой прокуратуры, ни адвокаты нефтяников, ни в ЮКОСе раскрывать почему-то не стали. Из заявления же г-на Бирюкова следовало, что это либо менеджеры среднего звена ЮКОСа, либо его партнеры. «Это руководители подставных предприятий, через которые имитировалась продажа нефти и, соответственно, осуществлялся уход от налогов», -- сказал замгенпрокурора. Ранее следствие сообщало, что структуры ЮКОСа уклонялись от уплаты налогов (сами нефтяники называли это мерами по «оптимизации налогообложения», причем строго в рамках закона), продавая нефтепродукты и апатитовый концентрат подконтрольным фирмам по ценам намного ниже рыночных. Уже они реализовывали продукцию за рубежом по нормальным ценам, в результате чего компания г-на Ходорковского могла экономить на платежах в бюджет.
Что касается гг. Невзлина, Дубова и Брудно, то по большому счету заявление г-на Бирюкова об объявлении их в международный розыск особой новостью не стало. Наша газета сообщала об этом еще две недели назад. Тогда, правда, это подтвердили лишь представители российского бюро Интерпола, в самой же Генпрокуратуре ее никак не комментировали. Объяснялось это, по нашим данным, тем, что для объявления человека в международный розыск согласно УПК необходимо постановление суда. Но, по имеющимся сведениям, готовить международные запросы на Невзлина, Дубова и Брудно следователи начали, еще его не получив, что и вызвало разночтения. Теперь же такая санкция получена, и совладельцы ЮКОСа стали «полноценными» разыскиваемыми. Как сообщил вчера г-н Бирюков, «все они объявлены в международный розыск с санкции суда». Впрочем, когда именно суд выдал такое постановление, вчера почему-то опять никто не говорил.
«Сути предъявленного обвинения мы и сами не знаем, -- рассказал адвокат Невзлина Дмитрий Харитонов. -- Я узнал о происшедшем из СМИ и могу лишь предположить, что заседание состоялось в субботу. Ни меня, ни Невзлина не проинформировали об этом, таким образом, мы были лишены возможности участвовать в судебном заседании. Хотя согласно ст. 172 УПК Невзлина обязаны были вызвать для ознакомления с предъявленным обвинением. А тот факт, что он находится на территории иностранного государства, отнюдь не означает, что мой клиент скрывается от следствия. Это его законное право». Адвокат же Андрей Тарасов, представляющий интересы Дубова, вчера говорить по этому поводу вообще отказался.
Что касается сути новых обвинений совладельцам ЮКОСа, то г-н Бирюков описал их кратко. Г-ну Невзлину заочно предъявлено обвинение по двум статьям УК -- в уклонении от уплаты налогов как физического лица и присвоении. По первому пункту, как считает следствие, бизнесмен недоплатил в бюджет 26,7 млн руб. налогов. Судя по всему, эта претензия прокуратуры идентична тем, за которые уже сейчас судят бывшего главу компании «ЮКОС-Москва» Василия Шахновского. О том, как г-н Невзлин заработал вторую статью, г-н Бирюков сказал так: «Ему инкриминируется присвоение акций ОАО «Томскнефть», ОАО «Ачинский НПЗ», принадлежащий ОАО «Восточная нефтяная компания (ВНК)». Стоит отметить, что скандалов с ВНК, которую ЮКОС окончательно купил в 2001 году, было действительно много. Но какое отношение к той истории имеет г-н Невзлин, пока осталось неясно. Дело в том, что по факту выводов активов ВНК и, в частности, «Томскнефти», уголовное дело Генпрокуратурой было возбуждено еще в 1999 году. Оно до сих пор расследуется МВД, но обвиняемым по нему проходит другой человек -- бывший управляющий компании «ЮКОС-ЭП» Рамиль Бурганов, давно уже находящийся в розыске, а свидетелем по нему проходил Василий Шахновский.
Михаил Брудно, как заявил г-н Бирюков, «обвиняется в присвоении выручки от продажи апатитового концентрата на сумму более 2,8 млн долл., принадлежащих ОАО «Апатит». Эти обвинения, очевидно, связаны с историей о хищении акций «Апатита», которое вменяют самим Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву.
Владимиру Дубову же, по словам замгенпрокурора, «инкриминируется хищение бюджетных средств, выделенных Волгоградской области на строительство жилья для военных». Эта история во всей эпопее ЮКОСа «всплыла» впервые, но ее тоже новой назвать нельзя. Связана она с событиями еще 1997--1998 годов, когда Минфин реализовывал масштабную схему взаимозачетов долгов ряда регионов, бюджета и предприятий ТЭК. Тогда Волгоградская область потеряла 76 млрд руб., выделенных для строительства жилья, купив на них нефтепродукты у одной из структур ЮКОСа. В конце концов власти региона обменяли топливо на сомнительные векселя, и в 2000 году по этому поводу местное УВД возбудило уголовное дело. В его рамках волгоградские следователи проводили выемки в офисах ЮКОСа, однако до сих пор о конкретных обвиняемых по нему речи не шло.
Алексей ГРИШИН, Ярослав ЗОРИН