Время новостей
     N°13, 28 января 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.01.2004
Кому Шереметьево?
На управление главным аэропортом страны претендуют только две фирмы
Сегодня к вечеру должен завершиться самый интригующий конкурс -- совет директоров ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" (МАШ) отберет управляющую организацию аэропорта. Масштаб интересов, вовлеченных в это мероприятие, значителен -- об этом говорит тот факт, что критериям конкурса не удовлетворяли заявки Межпромбанка в партнерстве с "Ингосстрахом" и акционеров банка "Центрокредит", а объявившая вначале о своем интересе АФК "Система" вскоре охладела к Шереметьево. Накануне решающей даты даже появились слухи о возможном переносе подведения итогов. Правда, как организаторы, так и представители обоих претендентов -- "Интер-терминал" (предприятие «Аэрофлота», Национального резервного банка и французской Vinci) и "Альфа-Шереметьево" -- вероятность такого исхода публично отрицают.

Допуск к конкурсу, объявленному после долгих политических дебатов в ноябре прошлого года, осуществлялся по следующим критериям. Компания-претендент должна быть зарегистрирована на территории России и иметь уставный капитал не менее 55 млн руб., не менее 15 млрд руб. собственных средств и не менее 60 млрд руб. активов. Правда, в зачет сумм средств и активов принимаются показатели материнских компаний. Ни "Интер-терминал", ни "Альфа-Шереметьево", созданные специально для участия в конкурсе, не обладают ничем, кроме уставного капитала порядка 60 млн руб. Их состоятельность гарантируют представляемые ими финансово-промышленные группы.

"Интер-терминал" учрежден консорциумом в составе "Аэрофлота", Национального резервного банка (НРБ) и французской строительной группы Vinci. В случае его победы на шереметьевском конкурсе готовность присоединиться к нему выразила компания Aeroports de Paris Management (ADPM) -- совместное предприятие государственной администрации аэропортов Парижского авиационного узла и Vinci. ADPM управляет 35 аэропортами в различных странах мира.

"Альфа-Шереметьево" -- дочерняя структура группы "Альфа-Эко", которая, в свою очередь, входит в состав промышленно-финансовой "Альфа-Групп". Среди учредителей "Альфа-Шереметьево" иностранного участия нет. Однако на уровне протоколов о намерениях эта компания также заручилась обещаниями содействия (в случае победы) со стороны авторитетных специализированных западных фирм -- управляющей компании мюнхенского аэропорта Munich Airport International, австрийской консалтинговой фирмы Airport Consulting Vienna GmbH и французского строительного консорциума Bouygues Construction.

Призом в конкурсной гонке должен стать трехлетний контракт на управление МАШ. Правда, сначала победитель получит лишь полгода на разработку детального бизнес-плана. Если этот документ удовлетворит государство как единственного акционера МАШ, тогда будет подписано окончательное соглашение с управленцем. При этом высшей инстанцией в аэропорту все равно останется совет директоров, сформированный из представителей федеральных ведомств. Совет обладает, в частности, полномочиями расторгнуть контракт с управляющей компанией, когда сочтет это целесообразным. За успешную же работу компания-управленец получит 1% выручки аэропорта, четверть ее годового прироста и 2% чистой прибыли.

Любопытно, что обе фирмы, встречающиеся сегодня в последнем раунде битвы за МАШ, уже высказали несогласие с условиями, на которых им предстоит работать там в случае победы. Генеральный директор "Интер-терминала" Владимир Смирнов назвал предлагаемый трехлетний срок контракта "ущербным". По его мнению, договор на управление таким объектом, как МАШ, должен заключаться минимум на 10, а еще лучше -- на 20 лет. Первым делом после победы на конкурсе г-н Смирнов намерен добиваться пересмотра условий конкурса.

Генеральный директор "Альфа-Шереметьево" Игорь Барановский также строит свои планы относительно МАШ из расчета на 10-летнюю перспективу и согласен с конкурентом в том, что трехлетний срок контракта недостаточен. Он также рассчитывает на продление этого срока, но не собирается предъявлять свои требования к собственнику -- государству слишком категорично. По мнению г-на Барановского, победитель (в этой роли он, разумеется, видит свою фирму) должен успешно проработать в МАШ полтора-два года, продемонстрировать способность решать проблемы аэропорта, а потом у государства уже просто не будет резона не продлить контракт.

Михаил КУКУШКИН