|
|
N°119, 06 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
И хочется, и колется
АвтоВАЗ надеется получить от ЕБРР кредит в 220 миллионов долларов
Европейский банк реконструкции и развития намерен выделить АвтоВАЗу 220 млн долларов в виде кредитов и инвестиций под создание совместного предприятия с General Motors. По предварительной договоренности, 50 млн долларов будут обеспечены для ЕБРР 14% акций совместного предприятия (оставшиеся 86% будут поделены между General Motors и АвтоВАЗом).
Переговоры о создании совместного предприятия ведутся между GM и Волжским автозаводом на протяжении последних десяти лет. Однако неустойчивое экономическое положение России, рублевый кризис 1998 года, другие объективные преграды сдерживали подписание окончательного соглашения по СП. Немало времени заняло и составление бизнес-плана, на который американская сторона, по словам председателя совета директоров АвтоВАЗа Владимира Каданникова, затратила около 40 млн долларов.
В соответствии с бизнес-планом предусматривается выпуск двух моделей автомобилей -- внедорожника «Нива»-2123 и «Опель-Астра» Т-3000. Объем производства планируется на уровне 75 тыс. и 15 тыс. соответственно. Главная задача, которую поставили перед собой разработчики проекта, -- максимальное снижение продажной цены моделей. По оценкам менеджеров автозавода, цена «Нивы» составит около 8 тыс., «Опеля» -- 11 тыс. долларов. Стоимость проекта сборки новой «Нивы» оценивается примерно в 250 млн долларов. Совместное предприятие планируется создать на равных паях с General Motors и АвтоВАЗом при жестком контроле за сборочным производством со стороны GM.
По мнению Владимира Каданникова, пристальный интерес GM к проекту совместного предприятия объясняется стремлением «считать деньги в более отдаленной перспективе». Процесс слияния мировых автогигантов начался сразу же после окончания второй мировой войны, и уже через пять-семь лет, как считает Владимир Каданников, весь автомобильный рынок будет поделен между несколькими транснациональными корпорациями. АвтоВАЗу не хочется оставаться в стороне от этого процесса.
По поводу реального начала деятельности совместного предприятия большинство прогнозов -- весьма пессимистические. В свете непростых взаимоотношений ВАЗа с фискальными органами само создание СП подвергается сомнению. При этом весьма любопытно, что штат СП уже практически сформирован.
Специалисты считают, что первые автомобили совместного с GM предприятия смогут появиться на российском рынке не раньше чем через полтора года после подписания сторонами генерального соглашения. Это событие может приблизиться, если акционером СП решится стать ЕБРР. Правда, у банка опыт общения с российскими автомобилестроительными заводами какой-то удручающий. Банк щедро кредитовал и КамАЗ, и ГАЗ, а теперь эти деньги (вернее, их невозврат) стали предметом малоприятных разбирательств.
Александр КРИВЦОВ