|
|
N°12, 27 января 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Шереметьево» сохраняет позицию
Аэропорт показывает хорошие результаты перед конкурсом
В среду Совет Директоров ОАО «МАШ» должен назвать победителя конкурса на право управления крупнейшим российским аэропортом «Шереметьево». Теперь от работы управляющей компании будет зависеть, сможет ли «Шереметьево» закрепить успехи этого года.
Вслед за ростом на 7% промышленного производства в стране и на 14,5% – реальных доходов населения, увеличился и объем авиационных перевозок. Например, число пассажиров в крупнейшем отечественном аэропорте «Шереметьево» увеличилось на 6% до 11,5 млн. человек, а в новосибирском аэропорту «Толмачево» – на 9,9% и составило 1,4 млн. человек. Однако не будет большим преувеличением сказать, что именно «Шереметьево» в прошлом году чаще всего приковывал взоры публики. Но мало кто ожидал, что аэропорт подойдет к конкурсу по определению управляющей компании в хорошей спортивной форме. Пожелавший остаться неизвестным чиновник Государственной службы гражданской авиации заявил, что сам «не ожидал от «Шереметьево» многого – ведь в аэропорту накопились проблемы».
Известно, что в прошлом году из «Шереметьево» ушло несколько авиакомпаний, в том числе British Airways (BA). Однако, отмечает аналитик ИК «Проспект» Алексей Зайцев, руководству «Шереметьево» удалось компенсировать эту потерю за счет контрактов с другими авиакомпаниями. Так, в октябре прошлого года в «Шереметьево» вернулась словенская авиакомпания Adria Airways. А в августе начались полеты катарской авиакомпании Qatar Airways, которая до этого вообще не летала в нашу страну.
Хотя сами представители зарубежных авиакомпаний предпочитают не комментировать реальные причины выбора аэропорта базирования, неофициально главным преимуществом «Шереметьево» они называют его сертификацию на право проводить полеты по IIIА категории Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Этот сертификат подтверждает наличие у аэропорта оборудования и специалистов, которые позволяют авиалайнерам садиться и взлетать практически в любую погоду. Результаты этого почувствовали на себе многие пассажиры: в «Шереметьево» садится большинство рейсов, которые «Домодедово» и «Внуково» не принимают из-за погодных условий.
С другой стороны, отмечает аналитик Объединенной финансовой группы Елена Сахнова, совету директоров «Шереметьево» удалось прекратить судебные тяжбы с бывшим гендиректором аэропорта Сергеем Беляевым. «В результате они больше времени уделяли насущным проблемам аэропорта», – говорит она. Действительно, за один прошедший год для развития «Шереметьево» было сделано больше, чем за три предыдущих. Единственный крупный проект прошлых лет – строительство нового терминала «Шереметьево-3» – так и не двигался с места до прошедшей осени. И только в этом году аэропорт взял под свой контроль топливно-заправочный комплекс и начал подготовку к реконструкции второго терминала. А еще, по словам председателя совета директоров «Шереметьево» Юрия Исаева, в ближайшее время пройдет конкурс среди таксистов аэропорта. После этого пассажиры смогут оплачивать услуги такси прямо в аэровокзале.
Но, чтобы сохранить за «Шереметьево» первое место, его руководству придется хорошо поработать в ближайшие годы. Ведь конкуренты не дремлют. Так, председатель совета директоров компании «Ист Лайн» (управляющая компания аэропорта «Домодедово») Дмитрий Каменщик в декабре прошлого года заявил о планах по выводу «Домодедово» на первое место среди российских аэропортов уже через год-два. Но самое важное, что нынешний совет директоров «Шереметьево» признал государство неэффективным собственником и подготовил конкурс на передачу управления частной компании. В общем, у нас, пассажиров, есть обоснованная надежда, что сервис в «Шереметьево» будет соответствовать размерам аэропорта.
В Московский авиационный узел (МАУ) принято включать три аэропорта: «Шереметьево», «Домодедово» и «Внуково». Через них в прошлом году, по предварительным данным, «пролетело» около 23,5 млн. пассажиров. То есть, в России из летавших на самолетах четырех человек трое воспользовались аэропортами МАУ. Внутри этой «тройки» первое место остается за «Шереметьево» с 11,5 млн. пассажиров в 2003 году (49% от всех пассажиров МАУ). Еще 9,4 млн. пассажиров воспользовались услугами «Домодедово» (40%) и 2,5 млн. человек – «Внуково» (11%).
|