Время новостей
     N°12, 27 января 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.01.2004
Автопром преодолел миллионный рубеж
Производители легковых автомобилей поехали в гору
Прошедший год стал знаковым рубежом для отечественного автопрома --эксперты отмечают, что в 2003 году впервые за последние десять лет в области производства легковых автомобилей достигнут один из наивысших результатов. Согласно данным итогового отчета АСМ-Холдинга за прошлый год, было произведено свыше 1,28 млн автомобилей, что составляет 104,8% к уровню 2002 года. Значительное превышение выпуска произошло во всех секторах, в том числе и в легковом.

В актив отечественным автомобилестроителям можно записать то, что впервые за последние годы при планировании уровня производства на 2003 год предприятия правильно оценили сложившуюся ситуацию на российском автомобильном рынке и практически выполнили те намерения, которые наметили в планах на 2003 год. В частности, в секторе легковых автомобилей было произведено 1,010 млн машин, или на 31 тыс. меньше от первоначальных планов. Т.е. намерения предприятий были выполнены на 97%.

Однако радоваться за российский автопром пока рановато -- наблюдатели констатируют, что заметный подъем в отечественном легковом автомобилестроении пока не наступил. В 2003 году с конвейеров российских автозаводов машин сходило меньше, чем в докризисных 1990--1991 годах. Если в 2003 году было произведено 1,010 млн легковых автомобилей, то, к примеру, в 1990 году -- 1,102 млн, а годом позже -- 1,029 млн машин. Однако по отношению к кризисному 2002 году рост производства все же налицо -- 3,1%.

При этом восстановление нормального хода производства в соответствии с изменяющейся конъюнктурой рынка заводам далось нелегко. На преодоление кризиса сбыта конца 2002 года, вызванного массовым ввозом на российский рынок иностранных автомобилей и приведшего к неоднократной остановке конвейеров отечественных автозаводов, понадобился весь 2003 год. Достаточно напомнить, что в конце I квартала 2003 года отставание в секторе легковых автомобилей от уровня производства соответствующего периода 2002 года составляло 19%, за полугодие -- 10%, за девять месяцев -- 5,3%, и только по результатам работы за весь 2003 год отечественные производители превысили уровень производства в 2002 году.

Сумел восстановить устойчивый сбыт и производство своей продукции и основной производитель легковых автомобилей в России -- ОАО «АвтоВАЗ». В итоге с конвейеров «АвтоВАЗа» сошло в 2003 году 699 889 легковых автомобилей -- практически столько же, как и в 2002 году. В целом прошедший год для «АвтоВАЗа» можно считать удачным, поскольку заводу удалось полностью оправиться от кризиса сбыта 2002 года и твердо встать на ноги. Благодаря реформе сервисно-сбытовой политики, учитывающей теперь в гораздо большей степени интересы покупателей (введение единых отпускных цен и увеличение сроков гарантии на все автомобили), «АвтоВАЗу» удалось добиться роста покупательского спроса на свою продукцию. В результате тольяттинскому заводу удалось продать не только все то, что было произведено за год, но и остатки, скопившиеся на складах за время сбытового кризиса конца 2002 года. При этом помимо выпуска на собственном конвейере «АвтоВАЗ» поставил на российские и зарубежные предприятия внешней сборки 177 087 автокомлектов. В нынешнем году «АвтоВАЗ» не намерен увеличивать производство и отдает приоритеты повышению качества и обновлению модельного ряда. Речь идет о развитии проекта индустриального парка для размещения производства автокомпонентов, в первую очередь для перспективных моделей -- автомобилей «Калина» и так называемого «проекта 2170».

Напомним, что на 18 ноября этого года запланирован запуск в производство нового автомобиля «Лада-Калина 1118». Производство машин «девятого» семейства будет постепенно замещаться более современными автомобилями серии «Самара-2» -- «Лада-Самара 115», «Лада-Самара 114».

Возрос выпуск автомобиля «Ока» как в ОАО «КамАЗ» (+3,3%), так и в ОАО «СеАЗ» (+2,9%). В сумме оба завода изготовили за 2003 год 60 018 автомобилей этой модели. Продолжает наращивать объемы производства легковых автомобилей ОАО «ИжАвто». Здесь в 2003 году изготовлено 78 495 единиц, или на 19,4% больше уровня 2002 года.

Общий выпуск «Волг» за 2003 год составил 56 783 автомобиля, или 86,5% к уровню 2002 года. ОАО «УАЗ», выпустив 32 748 автомобилей, также незначительно снизил производство внедорожников на 2,7% против уровня 2002 года.

Существенное падение производства легковых автомобилей наблюдалось лишь на ООО «Рослада» -- до 66,9% к уровню 2002 года.

Главный вклад в рост производства легковых автомобилей, полагают эксперты, внесли сборочные проекты с участием иностранных компаний. Прирост производства именно на подобных заводах произошел благодаря принятию концепции развития отечественного автопрома и позволил российскому автомобилестроению перешагнуть в 2003 году миллионный рубеж выпуска легковых автомобилей.

За 2003 год производство таких автомобилей, включая автомобиль «Шевроле-Нива», производимый на СП «GM-АвтоВАЗ», возросло в 4,8 раза по сравнению с 2002 годом. В сумме их изготовлено 53 570 машин, или 5,3% от общего количества произведенных в России легковых автомобилей. В 2002 году доля продукции подобных предприятий в общем объеме производства составляла всего лишь 1,1%. На ЗАО «Автотор» изготовлено 8,4 тыс. автомобилей, или в 1,47 раза больше, чем в 2002 году, в ОАО «ТагАЗ» -- 5,89 тыс. (+136,8%), в ОАО «Автофрамос» -- 1,2 тыс. машин (в 8,3 раза больше, чем в 2002 году). Несколько ниже первоначальных намерений выпущено автомобилей ЗАО «Форд Мотор Компани» -- 16,26 тыс. Крупнейшим производителем в этом секторе по-прежнему остается СП«GM-АвтоВАЗ», которой произвел 21,8 тыс. автомобилей.

Судя по обнародованным намерениям по наращиванию объемов производства, роль и вклад этих предприятий в автомобильное производство России и в дальнейшем будет возрастать быстрыми темпами.

Майя АЛЕКСЕЕВА