|
|
N°12, 27 января 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тихие русские
Отечественные фильмы -- на периферии Берлинского фестиваля
Вчера была официально объявлена программа 54-го Берлинале. Теперь с информацией о всех фильмах, которые будут показаны в столице Германии с 5 по 15 февраля, можно ознакомиться на официальном сайте фестиваля www.berlinale.de. Впрочем, заинтересованным лицам с российской стороны и так уже было все известно. Несмотря на серьезные успехи российских фильмов на крупнейших международных фестивалях в прошлом году, которые отметил даже наш президент, дружественная Путину Германия в очередной раз оказалась не слишком к нам благосклонна. Основная конкурсная программа Берлинале (всего в ней участвуют 23 картины) осталась без российского фильма. Не считать же российским «Тройного агента» француза Эрика Ромера на том основании, что в создании картины участвовала наша компания «Ментор-синема», а речь в нем идет о «Федоре, молодом генерале царской армии», чья «жена-гречанка сочувствует коммунистам» (действие, заметим, происходит в 1936 году в Испании; цитаты взяты из отечественного пресс-релиза). Да и бельгийский фильм «25 градусов зимой» Стефана Вуйе (в русском прокате он будет называться «Зимняя жара») нашим не назовешь, хотя в создании его принимала участие компания «СТВ», а Ингеборга Дапкунайте сыграла украинку...
Заметим, что в последний раз в основном конкурсе Берлинале Россия участвовала с «Русским бунтом» Александра Прошкина в 2000 году, а до этого в 1998 году на «Золотого медведя» претендовала «Страна глухих» Валерия Тодоровского. Обе картины ничего не получили (шансы, впрочем, были -- у Дины Корзун на приз за лучшую женскую роль).
Кандидаты в конкурс в этом году наличествовали. Это семейная драма «Мой сводный брат Франкенштейн» Валерия Тодоровского, мистический триллер «Богиня» Ренаты Литвиновой и «Красное небо, черный снег» Валерия Огородникова (своеобразное продолжение известного «Барака»). По слухам, «Богиня» отпала практически сразу, хотя и чрезвычайно приглянулась ответственному за Россию отборщику. Долго сохранялись шансы у Огородникова и Тодоровского. Последний, опять же по слухам, получил в итоге приглашение во внеконкурсную Панораму, но ответил вежливым отказом.
В программе Форум, посвященной независимому, далекому от мейнстрима кино состоятся информационные показы уже давно известных и «засвеченных» фильмов: «Коктебеля» дебютантов Алексея Попогребского и Бориса Хлебникова и «Правды о щелпах» Алексея Мурадова (он известен фильмом «Змей», представленным в позапрошлом году в Венеции).
Единственным российским кинематографистом, претендующим на основные призы Берлинского кинофестиваля, является Александр Рогожкин, режиссер «Национальных особенностей...» и «Кукушки». Рогожкину уже привычно чередовать в своей фильмографии добротное коммерческое и стопроцентно авторское кино. На этот раз он максимально сдвинулся в сторону «авторского полюса». В конкурсе короткометражных фильмов участвует его 13-минутный «Сапиенс», представляющий собой своего рода снятое на пленку стихотворение.
Алексей МЕДВЕДЕВ