|
|
N°12, 27 января 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Присяжные для либерала
Начинается суд над обвиняемыми в убийстве Сергея Юшенкова
В Мосгорсуде начался процесс по делу об убийстве депутата Госдумы Сергея Юшенкова, расстрелянного 17 апреля 2003 года во дворе своего дома в Москве. В организации и исполнении самого громкого политического покушения последних лет Генпрокуратурой обвиняются шесть человек -- бывший сопредседатель «Либеральной России-2» (по версии Березовского) Михаил Коданев, его помощник Александр Винник и, как предполагается, нанятые ими четверо жителей Республики Коми с криминальным прошлым -- Александр Кулачинский, Игорь Киселев, Владислав Пальков и Антон Дрозд. Всем им инкриминируются три статьи УК РФ -- покушение на жизнь государственного деятеля, убийство и незаконное приобретение и хранение оружия. Вчера суд только назначил коллегию присяжных заседателей, которым предстоит оценить собранные обвинением материалы. С ходатайством о рассмотрении дела именно присяжными после передачи дела в суд 3 декабря 2003 года выступил сам г-н Коданев. Из 50 человек, которые явились в Мосгорсуд, вчера было отобрано 12 основных и 2 запасных присяжных. Начало рассмотрения дела по существу суд назначил на 2 февраля.
«Дело Юшенкова» стало одним из самых крупных успехов российских спецслужб за последние годы. Обычно расследования подобных «резонансных» преступлений тянутся по много лет (а некоторые -- как дела об убийстве Листьева, Маневича -- не раскрыты до сих пор), в этом же случае представители Генпрокуратуры объявили об аресте всех фигурантов -- и заказчиков, и исполнителей -- уже через два месяца после трагедии. Сразу же причем было рассказано и о подоплеке этого преступления: по версии следствия, г-н Юшенков был убит вовсе не за свои политические взгляды, а за деньги. Точнее, за финансовые потоки, обладать которыми после раскола единой «Либеральной России» хотели две ее конкурирующие «наследницы» -- одноименные партии Сергея Юшенкова и Бориса Березовского (в последнюю как раз и входил г-н Коданев). Стоит отметить, что вскоре после гибели г-на Юшенкова замгенпрокурора Владимир Колесников после выступления перед депутатами Госдумы, обеспокоенными смертью коллеги, заявил: «У нас политических убийств не бывает. Воровать надо меньше, тогда не будут убивать».
Михаил Коданев и Александр Винник были арестованы сотрудниками ФСБ и Генпрокуратуры в ночь на 26 июня прошлого года в гостинице города Кудымкар, столице Коми-Пермяцкого автономного округа. Причем г-н Коданев к тому моменту уже знал, что за ним придут, и днем раньше в интервью нашей газете прямо об этом сказал. По версии следствия, г-н Коданев якобы «заказал» Сергея Юшенкова из соображений сугубо практических: с одной стороны, чтобы «разрушить» конкурирующую и более известную часть «Либеральной России», а с другой -- взять под контроль финансы, которые получал г-н Юшенков на свою партию. Александр Винник, по версии обвинения, непосредственно подбирал исполнителей (по некоторым данным, он хорошо известен спецслужбам Коми как преступный авторитет). Стрелял в г-на Юшенкова на улице Свободы, по версии следствия, Кулачинский, а Киселев обеспечивал киллеру пути отхода. Дрозд и Пальков, по данным прокуратуры, участвовали в подготовке убийства, осуществляя наружное наблюдение за депутатом.
Все четверо исполнителей были задержаны в июне, и именно на их показаниях следователи и выдвинули претензии к г-ну Коданеву. Вышли на след киллеров оперативники по классической схеме. Как выяснилось, на месте преступления был найден брошенный убийцей целлофановый пакет, на котором эксперты обнаружили смазанные отпечатки пальцев. Вскоре было установлено, что они принадлежат Кулачинскому -- ранее этот человек был судим за наркотики и освободился из колонии всего за несколько месяцев до убийства депутата. На первом же допросе он дал признательные показания, сказав, что «заказ» на устранение г-на Юшенкова к нему поступил от Киселева. Тот свою вину не признавал, но и без него следователи выяснили, что он тесно связан с Винником. Уже 12 августа Генпрокуратура отрапортовала об окончании предварительного следствия по «делу Юшенкова».
Ярослав ЗОРИН