|
|
N°70, 19 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Если долго мучиться
Госдума внесла вклад в банковскую реформу
«Фундаментальный вклад в банковскую реформу» -- так Алексей Кудрин охарактеризовал принятые вчера во втором чтении законопроекты, внесенные правительством еще полтора года назад по требованию МВФ. И хотя за время согласований документы, как выразился глава ЦБ Виктор Геращенко, «потеряли прежнюю остроту», а их содержание претерпело существенные изменения, никто не ожидал, что новации, вокруг которых неизменно кипели нешуточные страсти, пройдут в Госдуме на ура.
Всего 15 минут депутатам потребовалось для того, чтобы обсудить и единодушно принять поправки к законам «О банках и банковской деятельности», «О банкротстве кредитных организаций» и «О Центробанке».
Впрочем, никакого обсуждения по существу законопроектов не было, и все ограничилось кратким выступлением председателя банковского комитета Госдумы Александра Шохина. Который не только объяснил депутатам значимость документов, родившихся в тяжелых муках ради достижения компромисса думцев с правительством и ЦБ, но и дважды упомянул о «соавторстве» президента (из-за замечаний его администрации принятие поправок в прошлом году чуть не сорвалось).
Такое вступление не могло не произвести должного впечатления, так что присутствовавшим на пленарном заседании высокопоставленным чиновникам из всех заинтересованных ведомств даже не пришлось отстаивать свое детище, за которым по старой памяти закрепился «логотип» МВФ. А сами депутаты теперь испытывают даже некоторую гордость за то, что принимали документ не за деньги МВФ, поскольку это уже не актуально (один из депутатов в кулуарах даже посетовал: "Мы тут за бесплатно мучаемся"), а за совесть -- в смысле ради реформы в банковской системе.
Новаций в принятых поправках действительно очень много. Заместитель председателя Банка России Георгий Лунтовский в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» выделил наиболее существенные: «Вводится понятие банковских холдингов и групп, которым придется предоставлять консолидированную отчетность, что повысит прозрачность деятельности комбанков и эффективность процедуры банковского надзора. Вводится новое основание для отзыва лицензии у банков (снижение капитала ниже уровня 2%) и обязанность Центробанка после отзыва лицензии возбуждать процедуру ликвидации коммерческого банка, которая при недостаточности активов для удовлетворения требований кредиторов может перейти в процедуру банкротства. Банк России получает возможность делать оценку капитала кредитной организации и предъявлять требования по приведению уставного фонда в соответствие с его размером. (За отказ -- отзыв лицензии -- Ред.) Кроме того, ЦБ получает право предъявлять квалификационные требования к менеджменту комбанков и к их собственникам, контролировать происхождение средств акционеров». Г-н Шохин в свою очередь отметил, что принятие законопроектов позволит не только улучшить надзор ЦБ за банками и банковскими группами, но и повысить ответственность менеджмента кредитной организации за ее доведение до банкротства, сократить саму процедуру ликвидации и банкротства банков и повысить ее эффективность в интересах кредиторов.
Глава ЦБ Виктор Геращенко посетовал на то, что «ретушировка законопроектов под российскую действительность заняла так много времени». По его мнению, «хотя немедленная необходимость этих законов ушла, в будущем, когда будет осуществлен переход на международные стандарты бухучета, они будут вдвое нужней». То есть, как только будут введены более жесткие международные требования, ЦБ с их помощью сможет изрядно сократить число банков, размер собственного капитала которых сейчас искусственно завышен.
Светлана ПЕТРОВА