|
|
N°70, 19 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ядерные отходы скоро привезут
Ввоз облученного ядерного топлива разрешен
Пакет законопроектов, разрешающих ввоз в Россию облученного ядерного топлива (ОЯТ), преодолел вчера второе думское чтение. Однако это еще не означает, что дебаты завершены. Вчера спикер Совета Федерации Егор Строев предположил, что обсуждение вопроса о ввозе ядерных отходов в верхней палате парламента будет "трудным и тяжелым". По словам г-на Строева: "Все будет зависеть даже не от денег и от эмоций, а от грамотных технологий хранения этих радиоактивных отходов".
Впрочем, возможное сенатское вето может вообще не сыграть никакой роли -- в Думе позиция Минатома, лоббирующего "ядерные законопроекты", пользуется очень серьезной поддержкой. Вчера законопроекты поддержали все фракции, кроме СПС и "Яблока".
Основные дебаты при обсуждении пакета законопроектов развернулись между представителями «Яблока» и представителем думского комитета Робертом Нигматулиным вокруг вопроса о деньгах. «Яблочники» требовали, чтобы Дума ратифицировала каждый контракт на ввоз. Депутат Игорь Артемьев заявил, что перерабатывающих мощностей и лишних хранилищ у нас сейчас нет, поэтому Минатом будет распределять деньги на свои цели. А Дума вполне в состоянии рассматривать каждый контракт. «Ведь утверждаем же мы соглашения о разделе продукции!» -- сказал он. Г-н Нигматулин парировал: «В таком случае можно бюджет вообще не обсуждать, если мы его проконтролировать не можем». По его словам, сравнение с СРП некорректно, ибо там утверждаются лишь территории для добычи, а конкретные контракты депутаты не контролируют.
Впрочем, исход голосования был предопределен еще до заседания. По словам лидера "Яблока" Григория Явлинского, голоса депутатов были получены «в обмен на деньги, льготы и все прочее, что они, надо полагать, от Минатома получат». На это первый замминистра по атомной энергии Валентин Иванов заметил: «Печально, что технологические проблемы вышли на обсуждение Госдумы. Ведь вопрос поставлен так: или мы доверяем специалистам и требуем с них по полной программе, или будет испуг непонятно перед чем: оппоненты наши считают, что Россия -- чуть ли не отсталая страна».
В итоге после заседания лица соратников Явлинского были довольно-таки хмурыми. В кулуарах шли разговоры о том, что «зарубежные ядерные отходы все равно останутся в России, ибо никто назад их не возьмет», а «перерабатывать у нас их невозможно -- еще не созданы такие реакторы». Деньги же «уйдут в связанные с Минатомом фирмы».
Руководство Минатома, которое, кстати, приехало на заседание в полном составе, говорило о полной финансовой прозрачности, а также о том, что с экологией из-за ввоза ОЯТ ничего не случится. ОЯТ -- это не отходы, а «облученное тепловыделяющее сырье, то есть машинный агрегат». Транспортной проблемы не существует, заявил замминистра Валентин Иванов, ибо собственного ОЯТ у нас в миллионы раз больше, чем собираются ввозить, и при его перевозке проблем не возникало.
Николай ГОРЕЛОВ, Иван ГОРДЕЕВ