Туркменские власти продолжают активную работу по выполнению
указания своего «любимого вождя», распорядившегося 8 января отменить «выездные разрешительные записи» для граждан, покидающих «страну золотого века Туркменбаши».
Напомним, что за пару дней до издания этого распоряжения Ниязов заявил, что в Туркмении «нет как таковой системы выездных виз». Эти бессмысленные по содержанию слова и последовавшие за ними уже более осмысленные действия стали реакцией на предупреждения Вашингтона: если Ашхабад не устранит препятствия для свободы эмиграции, то Туркмения вновь будет подвергнута действию поправки Джексона--Вэника, предусматривающей введение Штатами торговых санкций.
И вот стали известны первые результаты «отмены выездных разрешительных записей». Как и предсказывала наша газета, если раньше жители Туркмении не могли даже купить
билет на самолет без предъявления в паспорте этих «записей», то теперь с билетом в кармане они уже могут занять место в самолете. Они даже успеют полюбоваться портретами Туркменбаши, являющимися, наряду с кислородными масками, обязательным атрибутом лайнеров туркменских авиалиний. Но это может оказаться последней радостью для многих из тех, кто решил, к примеру, отправиться в Россию.
Как стало известно газете «Время новостей», за последние дни с самолетов, улетающих «на север» из ашхабадского аэропорта им. Сапармурата Туркменбаши, было высажено уже более 200 пассажиров. Им не повезло, они оказались в черном списке неблагонадежных лиц, которым по соображениям государственной безопасности запрещено покидать пределы Туркмении. В него вошли различные категории граждан: кто-то не выплатил сполна калым за увозимую туркменскую красавицу-жену, кто-то -- родственник осужденных «изменников родины», а кто-то -- следователь, ведший их дела; снимают с рейса и госчиновников средней руки. Списки эти постоянно пополняются, и сейчас в них насчитывается чуть больше 2 тыс. человек.
С каждого самолета, улетающего в Россию, ссаживается от 10 до 20 человек. Как рассказала нашей газете одна счастливица, долетевшая до Москвы, ее подругу, имеющую двойное российско-туркменское гражданство (фамилия редакции известна), подняли с места вошедшие в салон люди «специфического вида» и со словами «вы в списке» отобрали паспорт и вывели из самолета. «Подруге повезло, ей еще вернули вещи, выгрузив их из багажного отсека, -- говорит очевидица. -- У других пассажиров вещи просто пропадают».
Выяснилось, однако, что все можно «поправить». Залогом тому предприимчивость туркменских чиновников, открывших «золотую жилу» для нового бизнеса. Они предлагают новый вид услуг для отъезжающих -- плату за вычеркивание из черного списка. Составлен и прейскурант, 500 долл. и выше, в зависимости от «тяжести содеянного» или финансовых возможностей «отъезжанта». А поскольку списки составляются втайне и без каких-либо законных оснований, то для бизнеса спецслужб, ответственных за выполнение распоряжения вождя, открываются широкие перспективы: можно выяснить платежеспособность счастливых обладателей авиабилетов, затем внести их в список, а затем -- см. выше...
Редакция нашей газеты пока не обладает сведениями, насколько такой порядок выезда из Туркмении соответствует американским критериям «свободы эмиграции» и как это отразится на применении к Туркмении поправки Джексона--Вэника.
Зато «вождю всех туркмен» удалось «угодить» некоторым гражданам другой, не менее важной для него страны -- России.
Единственная русскоязычная газета «ниязовского царства», «Нейтральный Туркменистан», 24 января с удовлетворением сообщила, что «музей российского телешоу «Поле чудес» пополнился еще одним уникальным подарком, экземпляром книги «Рухнама», написанной Сапармуратом Ниязовым». Подаренная знаменитому шоумену Леониду Якубовичу книга, утверждает газета, подчеркивает «факт приумножения интеллектуального потенциала истинной сокровищницы знаний «Рухнама», обретающей большую популярность в мировом сообществе».
Бесценный подарок от имени посла Туркмении в Белоруссии Ильи Вельджанова преподнес один из участников игры, туркменский студент Минского института современных знаний. Имя этого героя неизвестно, но его подвиг г-н Якубович вряд ли сможет забыть.