|
|
N°70, 19 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Расширение на восток
Посольство США в России возглавит нынешний посол при НАТО
У Спасо-хауза, шикарного особняка на Арбате, который вот уже 70 лет служит резиденцией посла США в Москве, появился новый хозяин. Как ожидается, уже с лета уcтраивать шикарные дипломатические приемы в старинном доме -- как любят рассказывать американские дипломаты, именно его описывал Михаил Булгаков в сцене бала у Сатаны в романе "Мастер и Маргарита" -- будет Александр Вершбоу. До тех же пор Вершбоу придется принимать гостей в своей более скромной резиденции в Брюсселе, где он вот уже четвертый год возглавляет американскую дипломатическую миссию при НАТО.
Состоявшееся в минувший вторник назначение Вершбоу прервало паузу в отношениях США и России, возникшую после громкого шпионского скандала, результатом которого стала высылка четверых дипломатов с каждой из сторон. Теперь политологам по обе части океана остается гадать, как воспринимать факт, что выбор пал именно на Вершбоу.
48-летний Александр Вершбоу -- карьерный дипломат, прекрасно говорит по-русски и давно занимается Россией. Он окончил Йельский колледж, где специализировался на России и Восточной Европе, получил "русский" диплом Колумбийского университета. В посольстве в Москве он уже работал в 1979--1981 гг., затем возглавлял советский отдел госдепартамента (за помощь, которую он оказал на этом посту советским евреям, эмигрирующим в США, Объединенный совет евреев СССР Натана Щаранского наградил его премией Свободы), был членом американской делегации на переговорах по ОСВ-2 и СНВ-1. Представительство США в НАТО Вершбоу возглавил в 1998 году: на этом посту ему пришлось на "своей шкуре" почувствовать охлаждение между Россией и Западом из-за косовской войны. Вершбоу также известен как горячий сторонник системы противоракетной обороны (ПРО). Однажды он оправдал целесообразность ПРО, процитировав академика Сахарова: тот, мол, еще в 1989 году сказал, что даже когда в свое время СССР и США сократят ядерное оружие почти полностью, им все равно не обойтись без "ограниченных мер" по защите от стран, имеющих оружие массового уничтожения.
Известно, что на пост посла в Москве кроме Вершбоу также претендовали конгрессмен Курт Уэлдон, один из идеологов программы снижения угрозы, в соответствии с которой производится ликвидация российских ядерных боеголовок, и ведущий исследователь Фонда Карнеги Томас Грэм, работающий в рамках проекта "Российская внутренняя политика и политические институты". Как считает эксперт Фонда Карнеги Александр Пикаев, выбор Вершбоу -- это сигнал для Москвы, что "Буш продолжает свою линию -- показать России ее новое место в мире". "Вершбоу -- карьерный дипломат, это не политическое назначение. У него нет доступа непосредственно к Бушу -- ему просто придется выполнять инструкции. Другой смысл этого сигнала: назначен не Курт Уэлдон, который так обхаживал Москву много лет, а Вершбоу, проводивший дипломатическое обеспечение косовской кампании".
Впрочем, по мнению Пикаева, лично знакомого как с Вершбоу, так и с Уэлдоном, назначение конгрессмена было бы менее выгодным Москве: "Он слишком идеологизирован. У него налажен свой канал отношений с Россией, своя позиция по многим вопросам. Вершбоу же будет проводить исключительно политику госдепартамента".
Евгений АНТОНОВ