Время новостей
     N°119, 06 сентября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.09.2000
"Русский дизель" никому не нужен
Санкт-петербургское госпредприятие «Русский дизель», находящееся в стадии конкурсного производства, завершило расчеты с кредиторами первой и второй очереди. В частности, рабочим вернули долги по зарплате за 1996--1997 годы (в общей сложности 6,2 млн руб.). А вот Внешэкономбанку, на балансе которого находятся два кредита предприятию на сумму 37 млн долл., не повезло.

«Шансы кредиторов пятой очереди, главным из которых является Внешэкономбанк, получить свои долги в полном объеме равны нулю, а вернуть хотя бы часть -- очень небольшие», -- сказал корреспонденту газеты «Время новостей" конкурсный управляющий «Русским дизелем» Михаил Гончаров. В 1994 и 1995 годах ВЭБ выдал предприятию под гарантии государства два кредита: на 39 млн немецких марок и 16,5 млн долл. Деньги выделялись на покупку оборудования у немецких фирм. На эти займы к моменту закрытия реестра кредиторов (апрель 2000 года) набежало не менее 50% плюс пени. Часть оборудования поступила до 1996 года, однако существенная доля импортной техники была арестована за неуплату НДС; теперь таможня требует фантастическую сумму -- 53 млн долл. «Станки на 30 млн долл. были конфискованы таможенными органами и проданы за 11 млн руб.», -- заявил гендиректор ОАО «Русский дизель» Игорь Другов. Часть требований таможни в ходе конкурсного управления не признана, и менеджеры, осуществляющие это производство, считают их «мертвыми».

Расплатившись с рабочими и «обнадежив» Внешэкономбанк, конкурсный управляющий в сентябре этого года начал расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, которым завод должен 135 млн руб. «Если мы сможем с ними расплатиться, это будет большой успех», считает г-н Гончаров. Долги гасятся за счет реализации имущества и оборудования -- только от продажи недвижимости выручено 4,5 млн долл. Сданы в аренду производственная площадка и офисное здание в центре Санкт-Петербурга -- здесь будет бизнес-центр «Нобель» (Людвиг Нобель основал завод в 1862 году). 50% второй площадки во Всеволожском районе Ленинградской области проданы концерну Ford, который летом следующего года начнет здесь производство автомобилей. Однако большая часть недвижимости находится в ужасном состоянии. Завод не сможет выплатить хотя бы малую часть долгов перед коммерческими кредиторами (1,213 млрд руб.). Это значит, что конкурсное производство, введенное 21 декабря 1999 года, скорее всего будет продлено.

Впрочем, предприятие продает далеко не все: реально работающие механический, сборочный и литейный комплексы выделены в отдельный бизнес в виде ОАО «Русский дизель». 50% плюс одна акция этого общества принадлежит госпредприятию «Русский дизель» и будет продаваться стратегическому инвестору (ОАО ищет 5 млн долл. для развития производства), а пакетом 50% минус одна акция через швейцарскую фирму «Сфинкс» владеет известный петербургский предприниматель Александр Сабадаш -- хозяин ликерно-водочного завода «Левиз» и Выборгского ЦБК. Дизели завод не выпускает -- нет заказов. «Наше будущее зависит от того, в какую финансово-промышленную группу мы войдем», -- констатирует г-н Другов. Но пока никуда не берут.

Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург