|
|
N°11, 26 января 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Балдинская коллекция» должна быть возвращена Германии
Министр культуры РФ Михаил Швыдкой дал интервью Интерфаксу, рассказав о судьбе «Балдинской коллекции», состоящей из произведений европейских художников из собрания Бременского кунстхалле, вывезенной из Германии капитаном Советской армии Виктором Балдиным в июле 1945 года. "Эту коллекцию надо возвращать. И мы ее возвратим. В свой срок, -- сказал Михаил Швыдкой, добавив: -- Точную дату не могу назвать, потому что однажды я уже ошибся". Предполагалось, что коллекция будет возвращена Германии в марте 2003 года -- 28 марта в Бремене должна была состояться ее выставка. Однако вокруг этого собрания разгорелись страсти. Против ее возвращения выступил бывший председатель комитета по культуре Николай Губенко. В результате дело было передано в Генпрокуратуру РФ. Министерство культуры неизменно выступало за возвращение коллекции Германии, поскольку она была вывезена незаконно, без надлежащего оформления и в связи с этим не попадает под действие закона о перемещенных ценностях. А в качестве компенсации за спасение произведений по договоренности между министерствами культуры России и Германии и дирекциями музея Эрмитаж и Бременского кунстхалле в России оставались 20 произведений, включая картину маслом Франсиско Гойи. (В Балдинскую коллекцию входят две картины и 362 рисунка, среди авторов которых Рембрандт, Дюрер, Буше, Коро, Делакруа, Гойя, Мане).
Еще одной проблемой российско-германских отношений в области возврата культурных ценностей стала принадлежащая российскому бизнесмену Владимиру Логвиненко картина Питера Пауля Рубенса "Тарквиний и Лукреция", которую Германия хотела бы вернуть безвозмездно. Однако в этом случае Министерство культуры поддержало коллекционера, которого считает «добросовестным приобретателем». "Эта проблема тоже не имеет никакого отношения к проблемам реституции, перемещенных ценностей, -- сказал Швыдкой. -- И вопрос с картиной, если Германия желает вернуть ее, должен решаться в компенсаторных рамках, на основе компенсации. Я считаю, что немецкая прокуратура неправомочно возбудила уголовное дело против В. Логвиненко". Тем не менее в настоящее время полотно изъято у владельца и находится в российском госхранилище. Картина Рубенса не входит в список ценностей, ввезенных после войны в СССР в качестве реституционной компенсации.
Возможно, что министр культуры решил через информационное агентство напомнить обществу от этих двух проблемах в связи с назначением новым председателем комитета по культуре Госдумы РФ Иосифа Кобзона, пресс-конференция которого, посвященная планам комитета, состоится сегодня. «ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ»
Новый формы нужны?
В театре «Школа современной пьесы» вновь поставили пьесу старую, классическую. Вновь -- это в третий раз, поскольку на этой сцене идет «Чайка» как таковая, потом «Чайка»-детектив в интерпретации Бориса Акунина и вот ,наконец, «Чайка»-оперетта. Точнее жанр представления, премьера которого состоялась в пятницу, 23 января, можно определить как «театральный капустник», пародирующий классическую оперетту. Поскольку либретто написал известный автор капустников Вадим Жук, а музыку композитор Александр Журбин, который и не пытался подражать Кальману, а сочинил нечто, напоминающее известные мелодии 70-х. Новая «Чайка» продолжает линию театра, начатую спектаклем "А чой-то ты во фраке?".
Если поначалу режиссер спектакля Иосиф Райхельгауз и хотел, чтобы на сцене зазвучали опереточные голоса (иначе зачем приглашать на роль Аркадиной Татьяну Шмыгу, которая, впрочем, еще может весной появиться в этом спектакле), то послушав своих актеров, должен был от этой идеи отказаться. Исполнители главных ролей -- Ирина Алферова (Аркадина), а Владимир Качан (Тригорин), Альберт Филозов (Дорн) -- играют этих же персонажей и в других «Чайках», так что с текстом они знакомы, а вот петь не учились. Так что поют как умеют, то есть зачастую и вовсе мимо нот. Зато Саид Багов, играющий эпизодического Медведенко, выходит на первый план, но не потому, что обладает хорошими вокальными данными, а потому, что придумал себе амплуа ироничного конферансье, этакого опереточного резонера, объединившего действие.
Однако отсутствие голосов не помешало успеху у зрителей театральной шутки, заканчивающейся не самоубийством Константина Треплева, а веселым розыгрышем шутника Кости (Олег Долин), он, оказывается, просто откупорил с громким хлопком бутылку с шампанским.
Мнение театрального обозревателя газеты «Время новостей» об этом спектакле будет опубликовано в ближайших номерах. Глеб МЫШКИН
|