Время новостей
     N°11, 26 января 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.01.2004
Сквозь «третьи ворота»
Проект «Сухого» и Boeing близок к своему воплощению
Компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) в прошлую пятницу провела встречу с шестнадцатью поставщиками основных систем для проектируемого российского регионального самолета RRJ. На встрече было объявлено о завершении третьего этапа проекта. В терминологии концерна Boeing (RRJ проектируется при поддержке Boeing и по американской методике) это событие именуется «прохождением третьих ворот».

Полный цикл проектирования воздушного судна по методике Boeing подразумевает восемь «ворот». Генеральный директор ГСС Андрей Ильин заявил, что критически важных «четвертых ворот» проект RRJ достигнет к июню текущего года. После этого партнеры должны будут либо инвестировать в продолжение работ значительные средства, либо закрыть программу как бесперспективную.

Проект RRJ, стартовавший в 2001 году, был широко разрекламирован как пример конверсии мощностей российской оборонки (АХК «Сухой», 100-процентной «дочкой» которой является ГСС) и международного сотрудничества (с корпорацией Boeing, на нынешнем этапе имеющей статус консультанта программы). Проект предусматривает разработку целого семейства региональных самолетов вместимостью 60, 75 и 90 пассажиров. По мнению Андрея Ильина, на мировом рынке в ближайшие 20 лет можно будет реализовать до 800 таких самолетов, причем 60--70% этого количества -- за пределами СНГ. Первый полет лайнера намечен на 2006 год, начало коммерческих поставок -- на 2007-й.

Насчет рыночных перспектив RRJ существуют и иные мнения. Весьма скептически неоднократно высказывался о них генеральный директор Авиационного комплекса "Ильюшин" Виктор Ливанов. В 2001 году эта знаменитая фирма стала, наряду с «Сухим» и Boeing, одним из инициаторов проекта RRJ. В минувшую пятницу г-н Ильин таким образом прокомментировал газете «Время новостей» степень вовлеченности «Ильюшина» в текущие работы: «Мы послали «Ильюшину», а также ОКБ им. Яковлева наши предложения о том, проектированием каких систем они могли бы заняться. Но ответа не получили».

Между тем рыночную привлекательность RRJ необходимо выявить на подходе к «четвертым воротам». Как заявила газете «Время новостей» коммерческий директор ГСС Светлана Исаева, старт полномасштабного проектирования будет оправдан только после того, как портфель «твердых» заказов на еще не созданный самолет достигнет 40--60 единиц. Если эта цифра не будет достигнута к июню 2004 года, продолжение программы, по мнению г-жи Исаевой, станет бессмысленным. Сейчас, сообщил г-н Ильин, ГСС имеет порядка сотни «мягких» заказов (т.е. протоколов о намерениях) и ни одного «твердого».

Михаил КУКУШКИН