Время новостей
     N°69, 18 апреля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.04.2001
Полвека вместе
Сегодня исполняется ровно 50 лет с того дня, как в Париже был подписан договор о создании Европейского сообщества угля и стали -- соглашение, ставшее прообразом дальнейшего объединения континента. С этого момента можно вести отсчет истории нового Старого Света.

Долгосрочный проект экономической интеграции стран Западной Европы, которая на исходе 70-х плавно перешла в политическую, оказался, несмотря на многочисленные проблемы и препятствия, весьма успешным. Теперь, в начале нового века, европейцы настолько уверены в своих силах, что готовятся к расширению ЕС и принятию в него народов бывшего социалистического лагеря.

Идейная основа европейской интеграции была весьма и весьма идеалистична -- объединение в единую семью народов, испокон веков сражавшихся друг с другом. Но тезис о том, что демократии не воюют друг с другом, сам по себе не универсален, а на базе одних только голых идей о правах человека и братстве европейцев стабильное сообщество не построить. Отцы -- основатели Европейских сообществ хорошо понимали, что только неоспоримые экономические выгоды смогут убедить свободных людей пожертвовать частью национального суверенитета, завоеванного за столетия кровавых войн и революций. Поэтому практические вопросы решались на основе экономической целесообразности.

В основу интеграции были положены четыре свободы передвижения -- людей, товаров, услуг и капиталов. Это должно было обеспечить условия для равноправной конкуренции, свободного доступа к ресурсам и формирования атмосферы солидарности в рамках сообщества. Первое стимулировало развитие национальных экономик, второе гарантировало их устойчивость, третье приучало европейцев к мысли, что они отныне одно целое. Создание действительно единого рынка потребовало много времени, но механизм его работы изначально прост. Он состоит в том, что с момента одобрения договора всеми странами ЕС какие-либо ограничения на осуществление четырех свобод могли вводить только его коллективные органы -- Комиссия и Совет министров.

Примечательно, что в договоре о создании сообщества описание целей его деятельности, как, впрочем, и другие пассажи декларативного свойства, занимают очень скромное место. Основной же массив текста посвящен скучнейшим вопросам функционирования коллективных органов, их взаимодействию с национальными властями, бюджету и в первую очередь механизму разрешения юридических споров, для чего был создан Европейский суд юстиции. Это как раз и есть секрет успеха. Объединение рынков возможно только при параллельной унификации правовых систем. Поэтому механизм адаптации национального законодательства к общеевропейским нормам прописан в договоре о ЕС наиболее тщательно, и здесь спрос со стран-подписантов велик. Попытки уклониться от соблюдения общих правил становятся предметом разбирательств в суде и почти неизбежных санкций. Но это не значит, что страны ЕС живут и сотрудничают под страхом наказания. Будь оно так, то сообщество не протянуло бы и десятка лет. Просто выгоды от соблюдения однажды принятых правил поведения объективно больше текущих потерь.

Казавшаяся идеалистической концепция «единой европейской семьи» работает. Лидеры послевоенной Европы сумели подобрать поистине золотой ключик к сердцам и кошелькам (на содержание армии еврочиновников тратятся немалые средства) избирателей. Подчас европейцы ворчат, что брюссельская бюрократия проедает слишком много денег, а вводимые Комиссией ЕС нормы кажутся недостаточно гибкими. Однако за всю историю ЕС ни одна страна (за исключением Франции, бившейся при Де Голле в последних конвульсиях имперского прошлого) не поставила под сомнение свое участие в сообществе, а степень привлекательности ЕС наглядно иллюстрирует стремление стран Центральной и Восточной Европы вступить в него.

Хотя Москва не декларирует намерения добиваться членства в ЕС даже в долгосрочной перспективе, активное сотрудничество с Европой уже сейчас стало приоритетным направлением нашей внешней политики. Россия может и должна многому научиться у своих западных соседей. За 50 лет страны Старого Света прошли путь от взаимного недоверия к единой европейской идентичности и от послевоенной разрухи к процветанию. Их пример свидетельствует, что поставленное на серьезную основу экономическое сотрудничество действительно может сблизить прежде непримиримых противников. И у нас есть шанс, начав с малого, уйти от фатальной парадигмы любви -- ненависти к Западу и вернуться наконец в Европу.

Но стратегическое сотрудничество в экономической сфере невозможно без восприятия базовых нематериальных ценностей. Простое копирование европейской модели не даст ничего. Показателен пример СНГ, где попытки создать единое экономическое пространство неизбежно упираются в разное понимание сторонами принципов организации экономики и общества. Такая же нестыковка угрожает и проектам российско-европейской кооперации. Чтобы действительно стать ближе, нам необходимо понять и разделить ценности, ставшие основой европейской интеграции. Только тогда за словом действительно последует дело. А в качестве примера можно взять все тот же ЕС, где высокие помыслы о едином европейском доме всегда органично сочетались со здравым экономическим расчетом.

Тимофей БОРДАЧЕВ, старший научный сотрудник Института Европы РАН