Время новостей
     N°10, 23 января 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.01.2004
ОПЕК пытается сбить цены на нефть
Картель не исключает, что в феврале не снизит квоты добычи
Перед предстоящей 10 февраля конференцией ОПЕК нефтяные министры стараются сбить цены на нефть, которые по-прежнему остаются на рекордно высоком уровне и практически не опускаются ниже 30 долл. за баррель. Из картеля уже поступило несколько сигналов о том, что организация в феврале может принять решение не снижать квоты на добычу, как это планировалось ранее. Однако аналитики пока осторожно относятся к подобным заявлениям, кроме того, отмечают они, стоимости сырья мешают упасть чрезвычайно низкие запасы нефти в развитых странах.

До середины этой недели нефтяные цены сохранялись на уровне 10-месячного максимума. Однако в среду котировки несколько снизились. Сырье марки Brent на Лондонской бирже по фьючерсным контрактам на март подешевело на 37 центов, и торги закрылись на отметке в 30,86 долл. за баррель. А вчера после сообщения министерства энергетики США о том, что запасы нефти в стране несколько увеличились (хотя и находятся на уровне ниже критического минимума), котировки Brent в Лондоне по фьючерсным контрактам на март опустились до 30,55 долл. за баррель.

Как отмечает аналитик банка «Зенит» Евгений Суворов, фактором, сыгравшим на понижение, стало заявление нескольких иранских чиновников, которые высказали мнение, что в условиях нынешних цен и низкого уровня запасов у стран-потребителей необходимости снижать квоты на следующем заседании ОПЕК не возникнет. Как известно, на своем последнем саммите, прошедшем в декабре прошлого года, ОПЕК хотя и приняла решение сохранить квоты на уровне в 24,5 млн баррелей в сутки, тем не менее пообещала снизить объем добычи на своей февральской сессии, опасаясь сезонного падения спроса на энергоносители во втором квартале 2004 года. Правда, по данным Международного энергетического агентства (IEA), в декабре страны ОПЕК квоты не соблюдали и пошли навстречу потребителям -- они добывали на 195 тыс. баррелей в сутки больше, чем в ноябре. Объем производства в декабре достиг 26 млн баррелей в сутки, что является наивысшим показателем с марта 2001 года. При этом, указывается в докладе, незадействованные мощности картеля оцениваются в 1,5 млн баррелей в сутки.

Причиной перепроизводства стали постоянно растущие потребности в энергоносителях в Китае, экономика которого развивается в последнее время ударными темпами, и рост промышленного производства в Америке. Кроме того, как отмечают эксперты, в этом году в Штатах установилась необычайно холодная для этой страны погода, что, разумеется, сказывается на уровне потребления энергоносителей.

Министр энергетики Саудовской Аравии (эта страна считается одним из самых влиятельных членов ОПЕК и лидером по добыче среди стран картеля) Али Аль-Наими в среду на всемирном форуме в Давосе высказал предположение, что спрос во втором квартале не будет сильно снижаться. Причиной высокой активности покупателей сырья, по его мнению, станет неудовлетворительное количество резервных нефтепродуктов и нефти у основных мировых потребителей.

Правда, аналитики пока осторожно относятся к заявлениям представителя картеля и напоминают, что прозвучавшее мнение пока не доминирует в самой ОПЕК, где решения принимаются большинством голосов. «Не исключено, что перед началом своего саммита нефтяные министры пытаются сбить цены на нефть, чтобы производители перестали обвинять ОПЕК в запредельно высоких ценах при установленном в качестве оптимального коридоре в 22--28 долл. за баррель», -- полагает г-н Суворов. Но при этом он не исключает, что в конечном счете квоты все же могут быть снижены. Эксперт полагает, что слова г-на Аль-Наими могут действительно замедлить рост цен, и если подобные заявления продолжат звучать, котировки опустятся ниже 30 долларов.

Между тем, как отмечают аналитики и брокеры, на которых ссылается агентство Reuters, высокие цены на нефть идут на пользу не только самим нефтяникам, но и транспортным компаниям. Как пишет агентство, «тарифы на транспортировку сырья супертанкерами по самым оживленным маршрутам мира за прошлую неделю подскочили до 30-летнего максимума». Аналитик лондонской брокерской фирмы Simpson Spence and Young (SSY), специализирующейся на транспортировках, Луиза Фоллис считает, что «фаза подъема экономического цикла на Западе наступила в то же время, когда в Китае идет структурный рост экономики, требующий рекордного притока нефти». Оба фактора, продолжает она, влияют на рынок грузоперевозок, «так что показатели на 2004 год очень хороши: дополнительный тоннаж, который ожидается на рынке, будет радостно встречен в большинстве секторов», и это действительно может помешать сезонному спаду спроса. При этом опрошенные Reuters эксперты полагают, что для потребителей подорожание перевозок означает дополнительный рост цен на нефть.

Денис РЕБРОВ