|
|
N°10, 23 января 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Без чудовищ не обойдешься
Инсталляция Сергея Шутова «Вместо Минотавра» в XL-галерее
Никакого Минотавра в видеоинсталляции Сергея Шутова видно не было. Только на пригласительном билете по лабиринтам московского метро прогуливался некий месмерический джентльмен, у которого можно было бы при желании разглядеть какие-то светящиеся рожки. Овидий, рассказавший веселую историю в своих «Метаморфозах», кажется, никогда в Метрополитене имени В.И. Ленина не бывал. Латинский сочинитель также не писал для сюрреалистического журнала «Минотавр», издававшегося Анри Бретоном, Сальвадором Дали и примкнувшим к ним Пабло Пикассо. Ребята внимательно прочли диссертацию Жака Лакана "О паранойяльном психозе в его взаимоотношениях с личностью" и думали только о подсознательном и всем том, что находится на грани между двумя мирами.
Но это все случилось давно, а художник Шутов, бывший когда-то хиппи и культовым оформителем культового клуба «Птюч», теперь думает о высоких предметах. О чем, как ни о Спасении, шла речь в инсталляции Шутова в русском павильоне Венецианской биеннале (2001), где облаченные в черное автоматы бормотали на разных языках молитвы разных конфессий? Ныне новому, серьезному и гордому своей высокой миссией герою Шутова предстоит выступить в роли Тезея, который должен замочить несчастное порождение скотоложества и освободить плачущих дев из лабиринтов подсознания.
Вышесказанные лабиринты выглядят очень даже привлекательно -- вращающийся на подставке видеомонитор поочередно проецирует на стены обработанные на компьютере «проезды» по закоулкам самого прекрасного метро в мире. Мерцающие психоделическими всполохами лабиринты уже опробованы искусством «высоких технологий». Некогда поехавший крышей Газонокосильщик и неотразимый Джонни Мнемоник надевали на головы странные приспособления, дабы отправиться в опасные трипы по технологическим лабиринтам. Казалось, что речь идет о будущем. Следует, однако, напомнить, что веселые путешественники жили в прошлом веке. Сегодня такой вид туризма кажется архаикой. Конечно, лабиринт по-прежнему символизирует извилистый путь человека. Но никакой Ариадновой нити, что должна вывести из подземелий, как-то не видно. И никакого способа покончить с высокотехнологическим мракобесием пока не заметно.
Впрочем, выставка названа «Вместо Минотавра». Возникает предположение, что Шутов не охотится на хтонического обитателя Лабиринта, а показывает нам мир глазами чудовища. Тоже занятно.
Если оперировать инструментами вульгарной социологии, то получится совсем печально. Поиски выхода из метрополитена подсознательного обостряются в самые мрачные эпохи. Журнал «Минотавр» выходил в конце тридцатых, перед второй мировой. В России эпидемия сюрреализма и всяческой подсознанки накатила ровно после закрытия оттепели и наступления застоя. Но не будем бояться. Борхес, идейный наставник каждого приличного постмодерниста, считал: «В центре чудовищного дома должно обитать чудовище».
Андрей КОВАЛЕВ