|
|
N°9, 22 января 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В чужую тюрьму со своим приговором
Россия и Израиль начали обмен арестантами
Отношения российских и израильских правоохранительных органов на днях вышли на принципиально новый этап. После длившихся несколько лет переговоров они наконец смогли запустить механизм по взаимной выдаче своих граждан, обвиняемых в тяжких преступлениях. Если учесть, что выходцы из России составляют около 25% населения Израиля, этот вопрос для властей обеих стран стоял очень остро.
До недавнего времени считалось, что человек, ставший гражданином Израиля, фактически получал иммунитет от уголовного преследования как на прежней родине, так и в третьих странах, невзирая на тяжесть обвинений. В первую очередь речь при этом шла, конечно, о выходцах из бывшего СССР -- опальных олигархах, лидерах мафиозных кланов и просто обычных жуликах, которых в Израиль перебралось немало. В разное время, к примеру, гражданами Израиля стали находящиеся ныне в розыске Борис Березовский, Владимир Гусинский, Леонид Невзлин, Владимир Дубов, организатор "Хопра" Лев Константинов, уже покойный лидер измайловской группировки Антон Малевский и многие другие. Однако осенью 2002 года представители Земли обетованной на переговорах с российским МВД согласились пойти на определенные уступки и отдавать России особо опасных преступников, сумевших обзавестись израильским паспортом. При этом израильской стороной были поставлены жесткие условия -- каждая кандидатура на выдачу обсуждается отдельно, а после суда в России такие лица должны отбывать срок именно на исторической родине. По результатам этих переговоров в 2003 году в Москву из Израиля был передан Геннадий Ягудаев. По нашим данным, израильтяне прямо заявили, что его экстрадиция является «пробной» -- если Ягудаева после вынесения приговора не вернут, то больше России на экстрадицию граждан Израиля рассчитывать не стоит. На днях же Ягудаева действительно вернули в Тель-Авив для отсидки там десятилетнего тюремного срока, назначенного ему Мосгорсудом.
Еще в 1984 году проживавший в Москве Геннадий Ягудаев получил 14 лет тюрьмы за два разбойных нападения. Однако уже через восемь лет он загадочным образом был на время отпущен из колонии и сразу уехал в Израиль. Там Ягудаев получил гражданство и взял имя Йехезклем Пейсахов (мать Ягудаева -- еврейка). Несмотря на то что в России за побег из тюрьмы Ягудаев числился в розыске, он сумел здесь открыть сеть ресторанов и даже неоднократно приезжал в Москву под новой фамилией. Потом же он осмелел настолько, что, по данным следствия, нанял трех боевиков для разрешения деловых конфликтов.
Однажды Ягудаев заподозрил, что его партнер по ресторанному бизнесу присваивает себе большую часть выручки. В результате вскоре гангстеры Ягудаева похитили брата того самого компаньона. Его привезли на съемную квартиру, связали по рукам и ногам и бросили в ванную. За освобождение брата от компаньона Ягудаева потребовали 300 тыс. долл. Впрочем, мужчина сумел убедить похитителей развязать руки, а когда нападавшие уснули, позвонил отцу. По номеру телефона спецслужбы тут же вычислили квартиру, где находится заложник, и освободили его.
Исполнителей похищения арестовали, а заказчик -- Ягудаев -- успел уехать в Израиль. Когда начался суд по его эсктрадиции, партия «Исраэль ба-Алия», представляющая интересы русскоязычного населения страны, требовала не выдавать Ягудаева, выступая под лозунгом «Израиль -- убежище всех евреев». Судья ничего против этого не имел, однако счел, что «Израиль -- убежище всех евреев, но не всех преступников». В результате Ягудаев был передан России, но со строгим условием -- срок он будет отбывать на Земле обетованной. Процесс над Ягудаевым состоялся в Мосгорсуде в конце прошлого года. Он был приговорен к десяти годам тюрьмы. А на днях, после улаживания всех юридических формальностей, бывший россиянин был отправлен в Израиль.
Александр ШВАРЕВ