|
|
N°8, 21 января 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Истинные партнеры Америки должны разделять ее ценности»
Накануне визита в Москву госсекретаря Колина Пауэлла посол США в Москве Александр ВЕРШБОУ встретился с редакцией газеты «Время новостей» и рассказал об особенностях отношений между двумя странами на нынешнем этапе.
-- Основа американо-российских отношений солидна, есть хорошее сотрудничество по многим вопросам: война с терроризмом, Афганистан, Ближний Восток, ядерные амбиции Ирана. Мы преодолели разногласия по Ираку. Но в Америке есть и серьезные озабоченности тенденциями, имеющими место в России. У США, как и у Европы, много вопросов относительно демократического будущего вашей страны, что может отразиться на наших отношениях. У нас появляется ощущение, что все, что делает Америка, вызывает в России большую подозрительность. Есть трудности с урегулированием наших отношений на постсоветском пространстве. Одна из целей визита госсекретаря Пауэлла -- найти точки соприкосновения по проблемам бывшего Советского Союза.
У нас по-прежнему прекрасные возможности для развития экономических отношений. США привержены интеграции России в мировую экономику, включая вступление в ВТО. Хотелось бы увеличить американские инвестиции в Россию. Но все это зависит от уровня доверия компаний и инвесторов, что зависит от того, как будут продолжаться административная и правовая реформы в России уже при второй администрации президента Путина, -- для нас его приход на второй срок вполне вероятен. Надо возродить веру в то, что Россия -- правовая страна. Эта вера поколебалась из-за событий с ЮКОСом. Сегодня атмосфера наших отношений более облачная.
-- Какие именно проблемы омрачили наши отношения?
-- Озабоченность вызвало «дело ЮКОСа». Мы не комментируем юридических аспектов. Но в Америке спрашивают, а не свидетельствует ли это о наличии в России проблем с верховенством закона и незыблемостью прав собственности? Как далеко зайдет кампания против олигархов? Вызывают озабоченность и своеобразный спад независимого телевидения, и продолжающееся насилие в Чечне, природа президентских выборов там. Еще перечисленные ОБСЕ проблемы, связанные с думскими выборами.
У президентов США и России есть взаимный интерес -- вывести наше сотрудничество на более высокий уровень. Но в политической системе США нелегко разделить геополитические вопросы от вопросов другого характера. Американцы заинтересованы в том, чтобы истинные партнеры Америки разделяли наши ценности. Есть озабоченность, что в этих ценностях как раз и имеются расхождения между Россией и США. Визит госсекретаря Колина Пауэлла имеет особую значимость. Надо разрядить атмосферу и пойти вперед.
-- Означает ли это, что пока Ходорковский будет сидеть в тюрьме, американских инвестиций можно не ждать?
-- «Дело ЮКОСа» принесло враждебную настроенность к бизнесу в целом в России, что нашло отражение во время избирательной кампании и вызвало дискуссии об увеличении налогов на бизнес. Есть у инвесторов и вопросы о степени участия правительства России в принятии экономических решений. Пока здесь не будет ясности, у инвесторов не будет уверенности, что правила игры не изменятся. У нас вопросов много. Ответы -- дело России. Мы заинтересованы, чтобы реформы у вас продолжались и наши отношения расширялись. Наша цель -- достижение уровня отношений если и не как у США с Великобританией, то хотя бы как с Францией. Это не иллюзия.
-- Что вы имеете в виду, говоря о правовой реформе в России?
-- О деле Ходорковского мы можем только сказать, что хотели бы, чтобы судебный процесс был открытым, справедливым, в строгом соответствии с законом. Если по каким-то правовым основаниям Ходорковский будет признан виновным, мы примем это решение с уважением. Но если правовой процесс будет непрозрачным, основанным на туманном толковании закона, то это будет способствовать дальнейшему росту сомнений. Если же выйти за рамки дела Ходорковского, то мы хотим введения четких правил игры и их соблюдения. Инвесторам нужны стабильность и уверенность. Судебная система должна быть изолирована от политического вмешательства. Мы ждем четких сигналов от второй администрации президента Путина.
-- Еще во времена «холодной войны» из-за того, что СССР препятствовал эмиграции евреев, США приняли поправку Джексона--Вэника, ограничившую развитие наших торговых отношений. Почему эта поправка до сих пор не отменена?
-- Президент Буш выступает за то, чтобы с России было снято применение поправки Джексона--Вэника. Россия решила проблему свободы эмиграции. Поправку можно было легко отменить года два назад, когда наши отношения были очень теплыми. Но возникали препятствия, торговые разногласия. Самое серьезное -- российский запрет на ввоз американской курятины. Эта проблема длилась больше года, и мы упустили возможность убедить конгресс США покончить с этой поправкой. Да, удивительно, что курятина была увязана со свободой выезда евреев. Надеюсь, мы устраним наши теперешние сомнения и продвинемся в направлении отмены поправки. Может, даже в этом году.
-- В России тоже есть опасения по поводу политики США. Москва подозревает, что Вашингтон стремится вытолкнуть Россию из постсоветского пространства.
-- Иногда описания американской политики в изложении некоторых россиян больше напоминают детективы Тома Клэнси. Моему коллеге послу США в Грузии Ричарду Майлзу, например, приписывают сверхчеловеческую власть. Между тем на деле он лишь скромный дипломат, россияне-то его хорошо знают, он работал в Москве. Я думаю, госсекретарь Пауэлл будет убеждать министра Игоря Иванова и президента Владимира Путина в том, что США уважают российские интересы в Грузии и не пытаются вытолкнуть Россию с Кавказа. С другой стороны, мы уважаем и грузинские интересы. То, что США делали в Грузии, вызывало у Москвы подозрения, а на деле оказалось выгодно для развития российско-грузинских отношений. Это подготовка сил безопасности Грузии для решения проблемы Панкисского ущелья и успешной борьбы с формированиями чеченских террористов. Что касается военных советников США, которые привлекались для этой подготовки, то они покинут пределы Грузии, как только их миссия будет закончена. Госсекретарь Пауэлл привлечет внимание Москвы к тем областям нашей работы в Грузии, которые соответствуют интересам России. Но мы будем говорить и о действиях России, которые не способствуют стабильности и процветанию Грузии.
-- Например?
-- Нашу озабоченность вызвали консультации лидеров сепаратистов в Москве незамедлительно после того, как Шеварднадзе ушел в отставку в прошлом году (имеются в виду лидеры Абхазии, Аджарии и Южной Осетии. -- Ред.). Нерешенность проблемы российских военных баз в Грузии также не способствует процветанию этой страны.
-- Могут США предложить финансовую помощь России для ускорения вывода ее военных баз из Грузии?
-- Мы открыты для обсуждения этого предложения, если будет решен вопрос об исполнении Россией обещаний, данных ею на саммите ОБСЕ в Стамбуле в 1999 году. Иностранные войска не могут оставаться в стране без согласия ее правительства. Новое руководство Грузии дало понять, что готово к компромиссу. Если наша финансовая помощь устранит трения в отношениях между Москвой и Тбилиси, то мы готовы помочь.
-- При каких обстоятельствах российская компания ЛУКОЙЛ и другие смогут продолжить разработку месторождений в Ираке?
-- В декабре, после встреч бывшего нашего госсекретаря Бейкера с президентом Путиным, мы были удовлетворены тем, что Россия выразила готовность пойти навстречу просьбам сократить долг Ирака. В результате перспективы участия российских компаний в восстановлении Ирака -- чрезвычайно хорошие. У российских фирм уже есть контракты на сумму свыше миллиарда долларов. У российских нефтяных компаний много возможностей в Ираке. Что касается старых контрактов ЛУКОЙЛа, то все юридические вопросы мы оставили на рассмотрение иракским властям. Наш же интерес состоит в том, чтобы все компании работали там на одинаковых условиях.
-- Граждан России волнует еще вопрос о трудностях, возникающих при получении виз в США.
-- Никаких квот на въезд в США нет. Это железно. И мы делаем все, чтобы упростить процедуру, несмотря на то, что нам приходится проводить личные собеседования с каждым человеком. Наша цель в том, чтобы максимальное число россиян приезжало в США с визитами. Мы надеемся, что проблемы прошлого года с поездками российских студентов на летние работы в США будут решены. Заявления на визу будут приниматься раньше. Не могу гарантировать, что каждый запрос будет удовлетворен. Отказы в визе в основном вызываются экономическими соображениями. Мы отнюдь не считаем, что в России большое количество потенциальных террористов подает заявление на нашу визу.
-- Президент Буш неделю назад подписал документ, запрещающий въезд в США иностранцам, уличенным в коррупции. По каким критериям Америка будет составлять списки коррупционеров из России? Есть ли такие списки в вашем посольстве? Известно вот, что в США заказан путь депутату Госдумы Кобзону.
-- Да, насчет Кобзона вы правы. Честно скажу: я не знаю, как все это будет исполняться. А информация о коррупционерах находится в досье соответствующих ведомств в Вашингтоне.
-- Россияне привыкли держать сбережения в долларах. Что будет с американской валютой, господин посол, в ближайшем будущем?
-- Это как раз тот вопрос, о котором американский посол мало что знает. Мы являемся свидетелями обычного цикла на рынке международных валют. Американская экономика только выходит из спада, но неясно, насколько устойчива эта тенденция. Хотя фондовый рынок растет, неопределенность, по мнению инвесторов, остается. Как только люди убедятся, что рост устойчив, доллар опять привычно пойдет вверх.
|