|
|
N°69, 18 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ударник художественного труда
В Третьяковской галерее открылась выставка Александра Дейнеки
Выставка Александра Дейнеки, приуроченная к 100-летию со дня рождения художника, -- десятая по счету экспозиция из серии «Золотая карта России» (в рамках этого проекта провинциальные музеи привозят в Третьяковку выставки лучших работ их своих собраний; в некоторых из них, например, в Серпухове, действительно хранятся картины очень высокого качества). Но в отличие от своих предшественников Курская областная картинная галерея, носящая имя Дейнеки, привезла не шедевры вообще, а сделала монографическую выставку одного художника -- своего земляка (в Курске именем Дейнеки названа не только художественная галерея, но и улица).
В собрании галереи -- почти тысяча работ Дейнеки (большую их часть передала в музей вдова художника Елена Волкова-Дейнека). В Москву привезли около ста, большинство из которых до сих пор были почти не известны публике.
Самые знаменитые картины Дейнеки -- вроде «Обороны Петрограда» или «Вратаря» -- представлены в постоянной экспозиции Третьяковки и на выставку, естественно, не попали. Но и без них о творчестве мастера можно составить не только достаточно полное (в курской галерее есть как ранние, так и поздние его вещи), но и совершенно неожиданное представление.
Дейнека был первым советским художником не только по качеству, но и по хронологии. Родившийся в 1899 году, он фактически не получил дореволюционного образования, не подражал импрессионистам и Сезанну, как какой-нибудь Малевич, не имел авангардного бэкграунда. То есть был, что называется, чистым листом. И с этого чистого листа создавал то, что впоследствии получило название «соцреализм». В 1918 году он написал манифест «Искусство наших дней», положения которого («Хочется солнечно говорить об искусстве -- красоте... Наши мысли должны быть чисты, чисты и красивы») затем последовательно реализовывал в своем творчестве. В начале 20-х Дейнека учился во ВХУТЕМАСе у Фаворского, в 1928 году вступил в группу ОСТ («Общество станковистов»), которое живописными средствами воплощало идеи конструктивистов о производственном искусстве, новом быте, плакатном лаконизме форм. Дейнека и его коллеги по ОСТу изображали рабочих, пионеров, летчиков, солдат, спортсменов. На выставке множество плакатов, например, «Ударник, будь физкультурником» (1930) или «Кто больше -- кто лучше» (1930; это сравнение коня и трактора). Но даже в таких идеологизированных работах Дейнека стремился к «чистоте и красоте».
В 30-е годы перешел к классике. Тут без «чистоты и красоты» обойтись вообще было нельзя. Он писал строгие реалистические портреты, изображал полнотелых обнаженных, в которых неизменно подчеркивал мышечные массы, делал фрески и мозаики, в том числе для станций метро «Маяковская» и «Новокузнецкая». Словом, работал так, как и полагалось настоящему советскому художнику. С одной, но существенной оговоркой -- был художником очень хорошим. Впрочем, все это и так известно, и в этом смысле выставка из курской галереи не стала откровением. На ней просто показаны качественные вещи одного из классиков отечественной живописи XX века.
Что до открытий, то это поздние работы Дейнеки. Здесь-то как раз появляются и импрессионизм, и сезаннизм, а еще Матисс. Последние картины Дейнеки 60-х годов (он умер в 1969-м) -- это многочисленные вариации на тему матиссовских натюрмортов и интерьеров. И, надо сказать, тоже очень хорошие. Такое ощущение, что в этих поздних вещах Дейнека компенсировал то, чего был лишен в юности: забыв про соцреализм, он стал учить историю искусства. Обычно с этого начинается образование художника. У Дейнеки получилось все наоборот.
На автопортрете 1948 года Александр Дейнека изобразил себя в рост -- в трусах и халате, в спортивных тапочках и с полотенцем в руке. Перед нами никакой не артист, неряшливый и непроспавшийся и не бородатый представитель богемы в непременном берете. А настоящий советский художник -- добрый, честный и мужественный. Спортсмен, комсомолец и, наконец, просто красавец.
Николай МОЛОК