|
|
N°6, 19 января 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Европейский дом
Однако существует ли европейская общность? Сам исторический опыт Европы накладывает на нас определенные ограничения. Мы -- детища истории национальных государств. Эти государства основаны на идее «родины, единой оружием, языком и алтарем». То есть европейские государства самоопределялись в своей тяге к объединению и независимости по «природным» признакам. Не всегда реальность соответствовала «природной» идее, но почти всегда «природная» идея лежала в основе традиционной социальной риторики.
Для объединенной Европы «природное» самосознание не представимо. Более того, самое привлекательное в идее Европы как единого политического субъекта -- это именно почти полное отсутствие «природных» оснований для единого самосознания. Европа может быть только объединением «культурным». В частности и в первую очередь, «культурность» в ней должна быть выгодно противопоставлена «природности».
Пытаться построить единство на «природных» основаниях было бы ошибкой, чем-то вроде отката в XIX век с его национальными идеями. Так что, не найдя никаких природных оснований и никаких «органичных» культурных сходств -- ни языка, ни расы, ни почвы, ни даже религии, -- которые бы делали нас всех вместе европейцами, признаем же это. Признаем и постараемся четко сформулировать причины, по которым, в частности, теперь и даже именно теперь мы понимаем, что «быть европейцами» -- это именно то самое, что отличает нас от других. «Быть европейцами» -- это в нас первичнее и фундаментальнее, нежели общая принадлежность к определенной строящейся конструкции -- Союзу.
Формулируя это отличие, мы, думаю, вычленяем тот момент -- общее европейское самосознание, -- без которого самые сильные прагматические причины, побуждающие нас к строительству федеративной Европы, совсем не кажутся такими уж сильными. Они не кажутся ни настолько сильными, ни настолько убедительными, чтобы вызвать тягу к совокупному политическому усилию в ком бы то ни было (кроме людей, кто этим занимается по профессии). Разумеется, эти прагматические причины есть, их никто не оспаривает. Например, есть причина, руководившая отцами-основателями первого европейского сообщества, которое называлось Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). Идея общей Европы началась с ЕОУС, потом был создан Общий рынок, затем был переход на единую валюту. А причина была в основном -- сделать невозможными войны между странами континента. Еще одной мощной причиной было желание сделать Европу более конкурентоспособной и более богатой.
Но повторю, что прагматических соображений, соображений чистой выгоды недостаточно. Политике часто приходится примирять очень противоречивые интересы. До такой степени противоречивые, что политика достигает согласия, только если умеет добавить к прагматическим доводам «довесок души», т.е. этические соображения, которые шире подсчетов «то-то выгодно для отдельных лиц, в категориях экономического ли выигрыша или общего выживания».
Следовательно, мы ищем нечто сходное с патриотическими ценностями XIX века, ценностями, на которых создавались национальные государства и которыми укреплялась их независимость? И да и нет. Мы не ищем ни природные, ни органические ценности, не ищем знаки первородства. И все же мы ищем что-то, что было бы суперавторитетно не только с точки зрения функциональной рациональности, но для мотивировки этически-политического выбора -- за пределами очевидной целесообразности. Эти суперавторитетные ценности для опоры мы можем найти, многообразно продумывая основы нашего самоощущения «европейцами» вопреки всем тем природным несходствам, которые нас разделяют.
Джанни ВАТТИМО, итальянский философ, член Европарламента