|
|
N°6, 19 января 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Контора Кука" продалась казанским
Нелетающие «Боинги» пристроены в Россию
Германская туристическая компания Thomas Cook в прошлую пятницу объявила, что ей удалось продать свой парк самолетов Boeing-757-200, покупателя на который она искала с 2002 года. В итоге, согласно заявлению Thomas Cook, им стала московская лизинговая компания «Центр-Капитал». Сам «Центр-Капитал» свою причастность к сделке не подтверждает. Компания Thomas Cook сообщила, что предметом сделки стали 12 лайнеров Boeing-757, принадлежащих ее дочерней авиакомпании Thomas Cook Airlines. Их стоимость, по договоренности с покупателем, не разглашается.
Thomas Cook -- это та самая «контора Кука», которая организовала поездку в СССР мистеру Твистеру из известной детской поэмы Сергея Михалкова. Правда, за свою столетнюю историю эта старейшая британская туристическая фирма поменяла национальность и сейчас принадлежит немецким предприятиям -- авиакомпании Lufthansa и торговой группе Karstadt Quelle.
Сама компания Thomas Cook в свою очередь является многоуровневым холдингом, авиационное подразделение которого Thomas Cook Airlines объединяет германскую чартерную авиакомпанию Condor и SunExpress, а также авиакомпании, базирующиеся в Бельгии и Великобритании.
На фоне кризиса, охватившего в последние годы мировую индустрию путешествий вообще и авиатранспортную отрасль в частности, Thomas Cook переживает не лучшие времена. В 2001/02 финансовом году компания понесла 120 млн евро убытков, а только за первые девять месяцев финансового 2002/03 года (более поздние данные еще не опубликованы) ее убытки составили 231,4 млн евро.
Стремясь минимизировать свои потери, Thomas Cook еще в 2002 году стала искать возможность избавиться от парка самолетов Boeing-757-200, принадлежащих авиакомпании Condor. Всего у Condor было 13 таких машин. Решение расстаться с ними было продиктовано сразу несколькими факторами. Во-первых, из-за неблагоприятной конъюнктуры они просто простаивали без дела. Восемь из 12 проданных на прошлой неделе самолетов не эксплуатировались уже как минимум год. Во-вторых, модель Boeing-757-200, разработанная в начале 80-х годов прошлого века, уже не является последним словом в своем классе самолетов. Ей на смену корпорация Boeing с 1999 года начала поставлять модель Boeing-757-300. Причем первым эксплуатантом «трехсотки» стала именно авиакомпания Condor.
В общем, к лету 2004 года Condor планирует сократить свой флот до 34 единиц: 13 Boeing-757-300, 9 Boeing 767-300 и 12 A-320. Пока парк Condor на шесть самолетов больше, а до прошлого четверга в нем числилось еще и 12 Boeing-757-200.
Компания, которой эти последние теперь принадлежат, ранее операциями с крылатой техникой не занималась. ЗАО "Объединенная лизинговая компания "Центр-Капитал" учреждено в 2001 году компанией "Татнефть" и близким к ней банком "Зенит". По итогам 2002 года компания «Центр-Капитал» заняла четвертое место в рейтинге крупнейших лизинговых компаний России по сумме заключенных договоров. По состоянию на сентябрь 2003 года его суммарный лизинговый портфель превысил 190 млн долл. В этом портфеле находились контракты по нефтегазовому, энергетическому, геологическому оборудованию, автомобильной и сельскохозяйственной технике.
Сделка с Thomas Cook, судя по всему, настолько нетрадиционна для «Центр-Капитала», что московская компания пока отказывается от комментариев по этому поводу. Использовать приобретенные самолеты, судя по всему, предполагается за пределами России. В противном случае «Центр-Капитал» столкнется с необходимостью уплатить 40-процентную российскую пошлину на импорт авиатехники, что сделает всю операцию экономически бессмысленной. Стоимость нового Boeing-757-200 слегка превышает 50 млн долл. Однако самолеты, летавшие под флагом Thomas Cook примерно десять лет, а потом еще год простоявшие на земле, очевидно, достались россиянам гораздо дешевле. Общую стоимость 12 машин эксперты оценивают в 250--300 млн долларов.
Михаил КУКУШКИН