|
|
N°5, 16 января 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бензин подорожает
У топливных компаний есть повод для смены ценников
Автомобилистам новогодние праздники принесли немало неприятных сюрпризов. В придачу к тратам на покупку полиса ОСАГО сразу после Нового года в стране возросла и стоимость бензина. Причем в ряде регионов уже ощущается нехватка топлива.
Как сообщил вчера Госкомстат, с начала января повышение средних цен на бензин зарегистрировано в десяти центрах субъектов Российской Федерации. Причем в крупных регионах стоимость бензина возросла наиболее ощутимо. В Москве и Санкт-Петербурге бензин с Нового года подорожал на 0,7%. В большей степени повышение коснулось марок АИ-92 (АИ-93) и АИ-95, так как избытком высокооктанового бензина Россия по-прежнему похвастаться не может. Наибольшее увеличение цен на автомобильный бензин в среднем отмечалось в Кирове -- на 1,9%, где бензин марки А-76 (АИ-80) за каждую неделю января дорожал более чем на 2,2%. Удешевление же бензина за это время произошло лишь в Воронеже -- на 0,1%.
В начале января на наблюдаемых Госкомстатом АЗС чаще всего в свободной продаже отсутствовал бензин марки АИ-95 и выше. Наиболее значительные перебои отмечались в Горно-Алтайске, где бензин этой марки нельзя было приобрести на четырех из семи наблюдаемых АЗС, в Петропавловске-Камчатском -- на трех АЗС из восьми, Владикавказе -- на двух АЗС из 12.
В среднем по стране в конце прошлой недели цена бензина АИ-76 составила 9,07 руб./литр, АИ-92 -- 11,32 руб./литр, АИ-95 и выше -- 12,55 руб./литр. В Москве АИ-92 стоит в среднем 11,71 руб./литр, в Московской области -- 10,71 руб./литр. Заправляться же следует ездить в Брянск (10,02 руб./литр), Иваново (10,24 руб./литр) и Владимир (10,26 руб./литр). Или хотя бы в Тверь, где бензин стоит 10,41 руб. за литр.
В ближайшее время эксперты не исключают возможного дальнейшего повышения цен. По словам трейдера нефтяной компании "Сервон" Александра Фоменко, возможное подорожание топлива может начаться к концу января, таким образом рынок отреагирует на повышение транспортных сборов -- железнодорожных тарифов на транспортировку нефтепродуктов. С ним согласен и аналитик ИК «Атон» Дмитрий Лукашов, называющий тот же срок. «Цены сразу после праздников не показатель, -- говорит он, -- так как сейчас реализуются старые запасы, а затем на бензиновых ценах скажется непрекращающийся рост цен на сырье». По данным экспертов Московской топливной ассоциации, хотя компании могут отправлять на экспорт лишь строго определенную долю своей продукции, за границу уходит значительно больше нефти, чем создается искусственный дефицит в России. А это напрямую сказывается на бензиновых ценах.
К тому же традиционное повышение бензиновых цен ожидается в начале весны, когда спрос на бензин объективно повышается, а нефтяные компании поднимают отпускные цены. Не обойдется и без спекуляций топливных компаний, представители которых уже сегодня не исключают роста цен, связывая это с 12-процентным повышением акцизов на нефтепродукты, при том, что, как показала практика, акцизы связаны с ростом цен весьма опосредованно. Относится это, кстати сказать, не только к бензину, но и к прочим подакцизным товарам, в том числе к сигаретам и водке.
В свое время повышение акцизов на пиво на 45% в январе 2003 года вызвало рост цен в рознице лишь на 5--7%. Точно так же и введенный год назад новый принцип взимания акцизов на нефтепродукты (акциз теперь платится по месту реализации, а не по месту производства) катастрофы в ценообразовании не вызвал. Хотя все участники рынка давали апокалиптические предсказания 30-процентного роста. И хотя индексация акцизов вовсе не имеет обязательным следствием автоматическое повышение розничных цен, она всегда используется как повод для смены ценников.
Ирина СКЛЯРОВА