Время новостей
     N°5, 16 января 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.01.2004
Сеульское чучхе
Глава МИДа поплатился за любовь к Америке
Президент Южной Кореи Но Му Хен принял вчера отставку министра иностранных дел Юн Ен Гвана. Министр взял на себя ответственность за неспособность координировать и проводить внешнюю политику в соответствии с линией президента. Новый кандидат на освободившийся пост может быть назван уже сегодня.

Согласно заявлению президентской администрации, "ряд сотрудников МИДа оказались неспособны избавиться от прежнего внешнеполитического курса и воспринять дух новой независимой внешней политики". Но Му Хен и его окружение заявляют о необходимости увеличения независимости политики Южной Кореи от курса главного союзника в лице США.

Дипломаты встретили эти начинания с неодобрением. Некоторые подчиненные Юн Ен Гвана критиковали недостаточно дружественное отношение президента к США даже на официальных мероприятиях. Вероятно, первыми лишатся своих постов руководители департамента Северной Америки, один из которых сравнил молодых националистически настроенных советников президента с талибами. Мидовцам ставят в вину также утечки в СМИ секретной информации, нанесшие ущерб государственным интересам.

По сути, спор идет о том, в какой мере Сеул может отдалиться от США и приблизиться к Пхеньяну, исповедующему идеологию антиамериканизма и националистической изоляции в духе чучхе. Но Му Хен неустанно призывает к терпению в поисках мирного выхода из ситуации, избегая раздражать северокорейское руководство. «Проамериканские» дипломаты особо не спорили с этим, но указывали на ключевую роль США в решении корейской проблемы. Националистическое окружение президента осталось недовольно ролью мидовцев в принятии решения о направлении южнокорейских войск в Ирак.

Юн Ен Гван сменил кафедру в Сеульском университете на пост главы МИДа в феврале прошлого года в критический момент поисков путей урегулирования северокорейского ядерного кризиса. Он сумел стабилизировать и даже улучшить отношения Сеула и Вашингтона. Теперь южнокорейско-американский военно-политический союз может подвергнуться новому испытанию.

Отставка Юн Ен Гвана говорит прежде всего об изменениях внутри южнокорейской структуры власти. Президент пытается возвеличить некоторые новые структуры, например Совет национальной безопасности (СНБ), советники которого имеют большее влияние на президента, нежели представители МИДа. Проблема в том, что если ранее набор чиновников осуществлялся из региональных элит, то сейчас к власти пришла молодежь, напоминающая наших «завлабов» времен перестройки. У них есть творческие идеи, но нет практического опыта управления.

Президент Но Му Хен, пришедший к власти на антиамериканской волне, оказался в сложной ситуации. Потакая США во многих сферах внешней политики, президент пытается освободиться от их влияний внутри страны. Отправка южнокорейских войск в Ирак рассматривалась правящим режимом так: мы помогаем вам там, а вы не лезете в наши дела здесь, в первую очередь в самостоятельный диалог Сеула с Пхеньяном. Больше всего южнокорейцы боятся, что, преследуя какие-то иные цели, США могут дойти до силового решения корейской проблемы. Ведь президент Буш вполне может разыграть корейскую карту для поднятия рейтинга.

Константин АСМОЛОВ -- старший научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН

Валентина КУЛЯБИНА, Александр ТИМОФЕЕВ