|
|
N°4, 15 января 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Очередная формула красоты
Ученые из Гонконга предложили измерять привлекательность в цифрах
Издавна человечество пытается и так и сяк измерить красоту. Особенно красоту женскую. В эпоху Возрождения пропорции идеального человеческого тела пробовали поверить «золотым сечением», в новое время красоту пытались связать с пользой и эффективностью, в конце прошлого века появилась «волшебная формула» 90--60--90. Но все зазря: перевести субъективные эмоции на язык сухих цифр никак не получается.
Очередную попытку поверить алгеброй гармонию предприняли исследователи из Гонконга. Американский научно-популярный журнал Nature сообщил на днях, что исследователи из Сянганского политехнического университета нашли формулу, измеряющую степень женской привлекательности.
В тестах участвовало более 50 человек. Им в произвольном порядке демонстрировали трехмерные вращающиеся картинки, изображавшие различные типы женских силуэтов. Симпатичность каждой картинки респонденты должны были оценивать по десятибалльной шкале. В результате ученые пришли к выводу, что предпочтения опрошенных соответствуют несложной арифметической формуле: объем женского тела в кубических метрах нужно разделить на квадрат роста. Правда, точную цифру «коэффициента суперфигуры» исследователи по неизвестной причине назвать отказались, из-за чего дамы, желающие приблизиться к этому идеалу, пока остаются в неведении.
Впрочем, Nature отметил, что гонконгская формула очень напоминает давно известный коэффициент BMI, или индекс массы тела. Этот показатель рассчитывается практически так же, только вместо объема тела используется вес человека в килограммах. Правда, до сих пор никто впрямую не связывал индекс массы тела с красотой человека, обычно этот показатель применяют для предварительной оценки наличия лишнего веса. Так, к примеру, считается, что BMI нормального, здорового человека должен укладываться в диапазон 19--25. Если он меньше, значит, вес недостаточен, если же больше -- пора худеть. Индекс массы тела используют даже при призыве на военную службу, чтобы отсечь от армии дистрофиков или хронических толстяков.
Тем не менее определенная связь между красотой и здоровьем несомненно имеется, и было бы глупо ее отрицать. Слишком худых или чересчур толстых людей редко признают образцами внешней красоты, точно так же недостаток или избыток веса может быть признаком заболеваний. Так что красивые люди с большей вероятностью окажутся здоровыми и, соответственно, попадут в норму при измерении индекса массы тела. Кроме того, как замечает Nature, под гонконгскую формулу, какова бы она ни была, одинаково легко подпадет и женская фигура с соблазнительными изгибами, и «трубообразная», малопривлекательная фигура. Из этого остается сделать вывод, что одной этой формулой женскую красоту не описать. Впрочем, гонконгские исследователи, скорее всего, не претендовали на открытие абсолютной истины.
Определенные вопросы вызывает и то, что исследование проводилось в Гонконге, стране с преобладающим китайским населением. Общеизвестно, что универсальных всемирных стандартов красоты практически не существует, и женщины, считающиеся красавицами в Европе, африканцу или азиату могут показаться крайне непривлекательными. В любом случае ни одно математическое правило красоты никогда не сможет охватить всех красавиц. Всегда найдется женщина, и не одна, окруженная восхищенными поклонниками, внешность которой никак не соответствует общепринятым стандартам.
Михаил МАНСКОЙ