Время новостей
     N°4, 15 января 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.01.2004
«Красэйр» хочет стать как «Аэрофлот»
Сибирская авиакомпания приобретает американские самолеты
Красноярская авиакомпания «Красэйр» сегодня приступает к процедуре регистрации «на себя» двух пассажирских лайнеров Boeing-767. До сих пор ни одна из региональных российских авиакомпаний не могла позволить себе роскошь эксплуатации таких крупных самолетов иностранного производства. Из-за действующих в России высоких таможенных пошлин на иностранную авиатехнику подобные машины используются только «Аэрофлотом» и «Трансаэро», получившими в свое время специальные льготы от правительства России. «Красэйр» намерен реализовать ранее не применявшуюся юридическую схему минимизации таможенных платежей за импортные самолеты.

Пресс-секретарь московского представительства «Красэйр» Андрей Липовецкий вчера сообщил газете «Время новостей», что компания подготовила документы, необходимые для внесения двух Boeing в сертификат эксплуатанта (так называется регистрационное свидетельство авиатранспортного предприятия. -- Ред.). Сегодня эти документы должны быть переданы в Государственную службу гражданской авиации Минтранса. Липовецкий заявил, что руководство «Красэйр» «не видит причин, по которым заявка на внесение самолетов в сертификат могла бы быть отвергнута» и что уже в феврале-марте 2004 года первый Boeing-767 начнет коммерческие рейсы из Красноярска.

До сих пор главной причиной отсутствия западной авиатехники в парках российских авиакомпаний служат высокие ввозные платежи. Собственно таможенная пошлина на самолеты составляет 20%, кроме того, необходимо уплатить НДС (до 1 января 2004 года -- 20%, теперь -- 18%). В результате практически весь немногочисленный парк иностранных дальне- и среднемагистральных лайнеров сосредоточен в двух авиакомпаниях. «Аэрофлот» эксплуатирует 27 самолетов производства корпораций Boeing и Airbus, а «Трансаэро» -- 10 Boeing. Попытки обходить пошлины иными путями, нежели получение адресных правительственных льгот, за эти годы предпринимались. Однако вполне удовлетворительной схемы до сих пор найти никому так и не удалось. «Аэрофлот» помимо западных пассажирских самолетов, «разрешенных» ему правительством, приобрел несколько грузовых лайнеров DC-10-40. Эти самолеты базируются за пределами таможенной территории России (в Германии), работают в основном на рейсах из Европы в Японию и в силу этого не подлежат обложению российскими ввозными пошлинами. Новосибирская авиакомпания «Сибирь» в прошлом году реализовала по сути сходную схему. Она зарегистрировала приобретенный ею импортный самолет А320 на свою дочернюю армянскую авиакомпанию Armavia. Самолет работает на маршруте Москва--Ереван под «иностранным флагом», и поэтому таможенные платежи за него вносить не пришлось. Однако схема с «иностранной пропиской» имеет тот недостаток, что не позволяет оперативно перебрасывать зарегистрированные таким образом воздушные суда с одних маршрутов на другие, особенно с международных рейсов на внутренние российские.

«Красэйр» разработал свою собственную схему, которая предусматривает создание совместного предприятия с иностранным партнером, причем самолеты вносятся в уставный капитал новой фирмы как вклад зарубежного учредителя. Гендиректор «Красэйр» Борис Абрамович заявил Интерфаксу, что в этом случае действующее законодательство позволяет избежать уплаты 20-процентной таможенной пошлины (НДС платить все же надо). Г-н Абрамович отказался назвать своего будущего иностранного партнера. Он лишь сказал, что все детали организации СП согласованы, а два Boeing-767, которым предстоит пополнить парк «Красэйр», уже подобраны. С весны эти машины будут использоваться на чартерных рейсах «Красэйр» в европейские страны. В зимнее время их планируют использовать на регулярных маршрутах компании внутри России.

Михаил КУКУШКИН