|
|
N°5, 16 января 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кризис известного возраста
Объявлены номинанты кинопремии «Золотой орел»
Премия «Золотой орел» 31 января будет вручаться во второй раз. Динамика ее развития пока отрицательная. Если в прошлом году сей сюжет оживляла интрига противостояния «Нике» и связанный с ней задор конкуренции, то на этот раз все проходит совсем вяло. Странности регламента, в прошлом году объясняемые спешкой, в которой создавалась премия (хотя зачем было с ней так уж торопиться?), сегодня оправдывают отсутствием средств на существование академии (вообще-то хорошие хозяева, когда денег нет, не обзаводятся лишними службами). Но поскольку Министерство культуры выделило из бюджета некоторую сумму на проведение церемонии, то надо соответствовать.
Сейчас лауреатов «Золотого орла» определяют так: сначала некий экспертный совет (кто в него входит, неизвестно) определяет несколько десятков картин, список которых рассылается членам Союза кинематографистов РФ для выбора десятки лучших фильмов и семи кандидатов в каждой из 18 номинаций. Полученные данные рассматривает президиум академии, который может добавить к ним свои варианты -- до трех в каждой позиции. Затем все это предлагается для первого тура голосования членам академии (в этом году в нем приняли участие 143 академика из 257), после чего результаты оглашают. Второй тур пройдет накануне вручения, 30 января, академики снова соберутся и вынесут окончательный вердикт.
Результаты первого тура продемонстрировали примерные вкусы того поколения кинематографистов, которое сегодня составляет большинство среди членов творческого союза. Это люди в основном пенсионного и предпенсионного возраста, как правило, уже не принимающие активного участия в кинопроцессе. Никто не знает, какие из современных фильмов они видели, а какие нет, и на основании чего -- личных впечатлений, памяти о прошлых заслугах автора, дружеских связей -- совершают они свой выбор.
В итоге список представленных картин оказался по преимуществу «ветеранским». Самое большое число номинаций -- восемь -- получила картина Виталия Мельникова «Бедный, бедный Павел». Семь номинаций у «Магнитных бурь» Вадима Абдрашитова. По пять у «Возращения» Андрея Звягинцева и «Прогулки» Алексея Учителя. В числе пяти лучших картин года есть и «Коктебель» Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского. По два раза упомянуты фильмы «Кино про кино», «Шик» и «Кармен», по одному -- «Старухи», «Небо. Самолет. Девушка», «А поутру они проснулись», «Жизнь одна»...
Среди номинаций «Золотого орла» есть две телевизионные. Сериал и фильм. Чем они регламентированы, не знает никто. Видимо, ничем, кроме волеизъявления двух главных каналов, которые являются соучредителями премии, -- напомню, премии, вручаемой от лица академии кинематографических искусств и наук. Как и на «ТЭФИ», два хита канала «Россия» прошлого сезона -- «Бригаду» и «Идиота» -- разделили, чтобы не конкурировали между собой (остальные телевизионные произведения -- «Наследницы», «Театральный роман», «Две судьбы» и «Русские в городе ангелов» -- вряд ли могут в этом раскладе претендовать на награды). Зато в номинации «Лучшая мужская роль» странным образом будут конкурировать две телевизионные и одна кинороль: Сергей Безруков (Саша Белый), Евгений Миронов (князь Мышкин) и Виктор Сухоруков (император Павел).
Всего же у «Идиота» семь номинаций, что свидетельствует о пристрастии кинематографического сообщества к телевизионному жанру.
Зато ни разу не упомянут фильм Сокурова «Отец и сын» -- видимо, в нем академики не заметили ни «вклада в культуру нации», ни «профессионального вклада», ни «высокого мастерства», ни «внедрения новых методов и подходов в кинопроизводстве». Нет среди номинантов и фильма «Бумер».
Сказать, чтобы после объявления номинатов возник живой интерес к премии, было бы большим преувеличением. И дело не в том, что выбор академиков плох. Не устраивает полное отсутствие какой-то, пусть консервативной, но направленности. Уже понятно, что заменить собой все премии, стать главной, самой авторитетной премии «Золотой орел» не удастся. Но хорошо бы ей стать хоть какой-нибудь, хоть в чем-то определенной.
Впрочем, если на всякого рода процедуры у академии средств нет, то на церемонию они есть. В проведении церемонии (этим занимается студия Никиты Михалкова «ТРИТЭ») и ее трансляции по одному из основных телевизионных каналов, видимо, и состояла главная задача появлении «Орла». В этом году свою победу над кинематографом покажет канал «Россия».
Более всего во всем этом удручает явное отсутствие смысла. Лишняя премия никому не помешает, тем более что кинематограф оживился, появилось некоторое международное признание, растет успех у отечественной публики. И премия в этом контексте может быть инструментом живого дела. Однако от того, что происходит в академии, исходит ощутимо нафталинный дух, связанный в первую очередь с тем обстоятельством, что и выдвижение на премию, и голосование, и даже процедура объявления номинантов происходят в атмосфере странного безразличия. Такое ощущение, что поезд реального кинематографа давно ушел в другом направлении, а те, кто занимается «Орлом», махнули на это рукой и теперь едва шевелятся, сознавая, что любые их старания ни к чему все равно не приведут.
Алена СОЛНЦЕВА