|
|
N°4, 15 января 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Виноваты вражьи «голоса»
В Швеции судят убийцу министра иностранных дел
В Стокгольме вчера начался суд над убийцей министра иностранных дел Швеции Анны Линд, которую очень любили и уважали не только дома, но и во всем мире. Обвиняемый, 25-летний Михайло Михайлович, отрицает, что совершил преднамеренное убийство. Сначала он ссылался на то, что его избрал Иисус, теперь винит во всем плохое самочувствие и некие "голоса".
10 сентября прошлого года 46-летняя г-жа Линд с подругой выбирала себе в столичном торговом центре платье для телевыступления накануне референдума о присоединении Швеции к зоне евро. Она надеялась своим выступлением склонить сограждан перейти на европейскую валюту, чего, как известно, так и не произошло. В магазине на нее набросился убийца, несколько раз ударивший ее ножом в грудь, живот и руки. Спасти г-жу Линд, прекрасного министра, хорошую жену и мать двоих детей, не смогли.
Сказать, что Швеция была потрясена, -- значит ничего не сказать. К тому же торговый центр расположен на той же улице, где в 1986 году был убит шведский премьер Улоф Пальме, чей убийца остался неизвестным. На этот раз злоумышленник скрылся, оставив на месте преступления самодельный нож и потерянную кепку. Это дало полиции в руки образцы его ДНК. Не пренебрегла полиция и старыми добрыми отпечатками пальцев, которые были сняты с перил эскалатора. Изображение убийцы (правда, в кепке, надвинутой на глаза) зафиксировали камеры видеонаблюдения универмага.
С самого начала полиция сузила круг подозреваемых до сотни человек и искала, причем особенно активно среди стокгольмских бездомных, человека вполне определенного склада -- от 25 до 35 лет, без определенного места жительства, психически неуравновешенного. Первый задержанный, имевший судимости за незаконное владение оружием и мошенничество, вскоре был отпущен. Следующим стал нынешний обвиняемый Михайлович, бежавший с родителями из Сербии. У молодого человека богатая история проблем с психикой -- в 1996 году он точно так же резал ножом собственного отца, который, к счастью, выжил. По словам главного следователя Лейфа Йенквиста, предъявить обвинения Михайловичу позволяли уже данные предварительного следствия. "Однако исключительно важно и его признание", -- отметил г-н Йенквист.
Однако признает Михайлович только то, что его нападение с ножом на Анну Линд привело к ее смерти. Обвинения в умышленном убийстве он отрицает. Если на суде восторжествует версия психического расстройства, Михайловича просто вновь отправят подлечиться. Но прокурор Агнета Блидберг уверена, что сумеет доказать при помощи свидетелей и экспертов, что Михайлович прекрасно знал, на кого нападает, и что в его намерения входило именно убийство. Во всяком случае подруга г-жи Линд, присутствовавшая при убийстве, в этом не сомневается. Тогда Михайловичу грозит пожизненное заключение, что в известной своей либеральностью Швеции означает около 15 лет лишения свободы в не самых худших по любым меркам условиях.
Есть данные, что Михайлович присматривался и к другому известному шведскому политику -- председателю Народной партии либералу Ларсу Лейонборгу, который, как и Анна Линд, поддерживал натовские бомбардировки Сербии в 1999 году. Но общественное мнение Швеции склоняется к мысли, что г-жа Линд погибла не из-за своих политических убеждений, а просто потому, что была известной и заметной личностью, олицетворением власти. "Ответ на вопрос, кто убил Анну Линд, будет получен в городском суде Стокгольма, а вот дать ясный ответ на вопрос, почему ее убили, суд вряд ли сможет", -- заключает газета "Сюдсвенска дагбладет".
Валентина КУЛЯБИНА