Время новостей
     N°4, 15 января 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.01.2004
Курс -- на Атлантику
ВВС расширяет сферу боевого применения
Главнокомандующий ВВС генерал-полковник Владимир Михайлов вчера подвел итоги за минувший год и рассказал о планах на будущее. Сегодня этот вид вооруженных сил объединяет собственно ВВС и ПВО, однако его доля в военном бюджете осталась такой же, какой была до слияния, -- 15%. В итоге некоторые программы приходится сворачивать или ужимать. Справедливости ради надо сказать, что нередко вынужденная экономия идет на пользу делу. В частности, модернизацию самолета Су-27 поначалу проводили по семи направлениям. Главнокомандующий ВВС оставил одно. Теперь у машины усиленный центроплан, совершенно новая авионика, самолет способен применять оружие и по наземным, и по воздушным целям. Машина близка к самолету пятого поколения -- дело за достойным вооружением. В 2004 году один полк будет перевооружен на эти машины, получившие «лейбл» Су-27СМ.

В наступившем году планируется модернизировать и самолеты дальней авиации Ту-60 и Ту-95, чтобы они могли применять не только ракеты, но и бомбы. При этом будут учтены уроки катастрофы Ту-160 в Саратовской области. Как вчера рассказал генерал Михайлов, причина происшедшего -- в непродуманной инструкции. При выработке топлива внутри баков самолета создалось столь низкое давление, что стенки баков «сложились» и произошел взрыв. Низкое давление раньше компенсировали закачиванием жидкого азота, затем такую заправку отменили. 16 января полеты на самолетах этого типа будут возобновлены. Дальняя авиация в этом году будет совершать полеты для выполнения боевых задач с выходом в Атлантику. «Начали, наконец, нормально летать», -- сказал главком. В прошедшем году более 400 летчиков получили третий класс, 386 -- второй класс. Средний налет подрос до 36 часов.

Несмотря на обещание Владимира Путина продолжить работы по российско-украинскому среднему транспортному самолету Ан-70, дело идет весьма медленно. По мнению г-на Михайлова, у этой машины очень дорогой, но малоресурсный двигатель Д-27. Специалисты говорят, что довести его «до ума» невозможно. На нем неправильно выполнен воздухозаборник, поэтому двигатель склонен к помпажу. На подобного рода двигателе уже обожглись на Западе. Теперь, уверил главком, и украинская сторона убедилась в своей ошибке. Российским предприятиям, работавшим по Ан-70, выплачено 36,4 млн руб. И в гособоронзаказ на этот год включены деньги для Ан-70, но главком предупредил, что платить будет лишь российским предприятиям. Но главное, что тормозит создание самолета, это все же техническая сторона дела.

Наконец исчерпаны споры и по поводу учебно-боевых самолетов. Несколько лет назад при поддержке французов и итальянцев была начата разработка МиГ АТ и Як-130. Обе машины показали неплохие результаты, но на конкурсе победил Як-130, который может использоваться в семи ролях -- от учебно-боевого до разведчика -- и вполне тянет на поколение 4+. Нижегородский завод «Сокол» уже готов к выпуску первых трех машин. МиГ АТ будет продвигаться на экспорт. Возможно, по просьбе главкома эскадрилья этих самолетов будет передана в ВВС для опытной эксплуатации.

В сфере ПВО положение дел куда спокойнее: гособоронзаказ выполняется уже два года, проведены все запланированные испытания, количество ракетных стрельб увеличилось в два раза. Отставание в разработке и производстве комплекса С-400 ликвидировано. Неплохо зарекомендовала себя на этапе испытаний ракетно-пушечная система ПВО средней и малой дальности «Панцирь».

Не оставили в главкомате и военную теорию: 19 января начальник Генштаба заслушает руководство ВВС и ПВО по новой концепции воздушно-космической обороны, работа над которой длилась более полугода.

Николай ПОРОСКОВ