Время новостей
     N°4, 15 января 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.01.2004
Кто-то теряет, кто-то находит
МЭРТ подсчитывает прибыли и убытки от внешней торговли
Основные задачи во внешней торговле в этом году -- завершить двусторонние переговоры с Евросоюзом по присоединению к ВТО и максимально содействовать продвижению российского экспорта, заявил вчера журналистам недавно назначенный первый заместитель экономического развития Алексей Каульбарс. Глава российских переговорщиков, замминистра Максим Медведков в свою очередь заверил, что переговоры идут весьма успешно. Год назад было 12 проблемных секторов, сейчас их осталось три. Так что прогресс налицо. И даже наиболее сложный момент в переговорах, газовые требования ЕС, по мнению г-на Медведкова, не являются таким уж непреодолимым препятствием. Для решения этих вопросов сконцентрированы очень большие «экспертные ресурсы». А самое главное, по словам замминистра, это то, что «налицо добрая воля наших партнеров и все настроены на конечный результат». Видимо, рождественские праздники благотворно подействовали на европейцев, так как в течение прошлого года они не желали демонстрировать даже намека на доброту, чем и заслужили гневную отповедь президента Владимира Путина. Теперь, видно, взялись за ум. С остальными странами--членами ВТО переговоры тоже протекают весьма успешно. С десятью странами, проинформировал г-н Медведков, переговоры по тарифам закончены и еще с десятком находятся в «самой завершающей стадии».

Сложнее с защитой отечественного производителя за рубежом. С одной стороны, с гордостью отметил г-н Медведков, силами всего девяти сотрудников министерства удалось не допустить введения пошлин, которые бы нанесли ущерб российским предприятиям на 470 млн долл. С другой стороны, вред от действующих пошлин составляет, по разным оценкам, от 1,2 до 1,5 млрд долл. Причем по разным причинам эта сумма в текущем году будет только расти. Грядущее расширение Евросоюза принесет, по оценкам МЭРТ, убытков на150 млн долл. в год за счет увеличения пошлин на товары. К тому же пока нет ясности, как будет решена калининградская проблема. Уже сейчас совокупные потери грузоперевозчиков оцениваются в 6 млрд руб. в год.

Хуже всех в мире относятся к российским металлургам (на их продукцию приходится 60% всех действующих ограничений) и химикам (25%). Больше всего ограничений введено Евросоюзом -- 15 из 57. Но наиболее несправедливы к нам братская Белоруссия и Китай. По словам г-на Каульбарса, проблема с Белоруссией заключается еще и в том, что Минск активно использует квазимеры. Например, формально против российского сахара никаких ограничений не действует, однако ввозимый сахар разрешено держать лишь на двух складах временного хранения.

Китай, как стало известно вчера, ввел пошлины против российского холоднокатаного проката. «Это решение удивило и раздосадовало нас», -- заявил г-н Медведков. По его словам, с китайскими товарищами существовала договоренность не вводить никаких пошлин без предварительного обсуждения. И вдруг без всяких последних китайских предупреждений были введены меры, которые, по предварительным оценкам, могут нанести ущерб в 80 млн долл. Причем основной жертвой станет Магнитогорский металлургический комбинат. Во-первых, именно ММК является основным российским поставщиком стали в Китай, а во-вторых, против его продукции самые высокие пошлины -- 18%. Для НЛМК они составляют 7%, а для «Северстали» -- 9%. Впрочем, в Минэкономразвития не теряют надежды переубедить китайскую сторону.

И хотя баланс пока не в пользу российских промышленников, в МЭРТ им помогут, чем могут. Как рассказал г-н Каульбарс, в этом году будет проведена реформа торговых представительств за рубежом. Часть из них, в странах с незначительным товарооборотом, будет понижена до уровня отдела посольства, зато выжившие получат гораздо более широкий круг полномочий. Также в этом году начинается реализация программы поддержки экспорта. Правда, даже внутри правительства нет пока полной ясности, что конкретно нужно делать. Проблема, по словам г-на Каульбарса, еще и в том, что предприятия неохотно идут на контакт с чиновниками, так как приучены не доверять государству. А зря, считает он, поскольку государство им (по крайней мере экспортерам) желает только добра.

Вера Ситнина