|
|
N°68, 17 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Семейное дело
Родственники Святослава Федорова судятся за наследство
Спустя год после гибели главы МНТК «Микрохирургия глаза» академика Святослава Федорова начинают разгораться страсти вокруг его наследства. Согласно официально оглашенному завещанию, все свое состояние именитый офтальмолог оставил жене Ирэне. С этим, как теперь выясняется, категорически не согласна дочь Федорова от первого брака Ирина, которая после проведения экспертизы документов объявила их поддельными. Теперь родственники академика выясняют отношения в суде.
Сколько точно стоит наследство Святослава Федорова, пока достоверно неизвестно. По словам адвоката Александра Добровинского, представляющего интересы Ирины Федоровой, «наследственная масса» (то, чем мог лично распоряжаться г-н Федоров) не изучена, кроме того, формально детали завещания являются тайной. Однако, по разным оценкам, стоимость этого имущества составляет миллионы или даже десятки миллионов долларов. При жизни академик создал настоящую империю, в которую помимо клиники вошли подмосковный поселок Славино, сельхозпредприятие, молочный завод, завод по разведению племенных лошадей, завод по производству глазных хрусталиков, пансионат, небольшой авиапарк, а также пакеты акций нескольких отелей, компании «Кока-кола рефрешментс», «Московской сотовой связи» и других предприятий. Очевидно, что Святослав Федоров имел долю от всего этого, а кроме того, получал крупные доходы от патентов за свои изобретения. Неудивительно, что вокруг наследства разгорелась борьба.
В первую очередь речь, конечно, идет непосредственно об МНТК. Некоторые пророчили на освободившееся место главы комплекса дочь академика Ирину -- отец часто называл ее единственной продолжательницей дела в семье и всячески помогал ей, в том числе и при открытии собственного офтальмологического центра «АРТОКС». Однако руководителем МНТК стал другой человек -- Христо Тахчиди, которого поддержали вдова Федорова Ирэна и, главное, руководство Минздрава. Основной же скандал разгорелся, когда было оглашено завещание. По словам адвоката Добровинского, этот документ датируется 1997 годом, и согласно ему все переходит вдове. У дочери академика такой поворот событий вызвал удивление. Усомнившись в том, что отец мог принять подобное решение, Ирина решила оспорить завещание в суде. Более того, недавно она вместе с защитниками отдала документ в некий частный экспертный совет.
Как заявила в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» Ирина Федорова, проведенное исследование подтвердило ее сомнения и показало, что и само завещание, и подпись Федорова на нем подделаны. Причем, по словам г-жи Федоровой, данный факт не вызвал у экспертов никого сомнения, они уверены в этом на «сто процентов». Заключение экспертов было сразу же представлено суду, который принял решение провести повторное исследование. На этот раз в государственном учреждении -- в центре судебных экспертиз при Минюсте. До окончания работы процесс приостановлен.
Впрочем, очевидно: что бы ни показала вторая экспертиза, на ней дело не остановится, и родственники Федорова и с той, и с другой стороны будут добиваться новых исследований. Так что наверняка суд по поводу завещания академика будет затяжным. И если в конце концов документы все же окажутся поддельными, то самые большие неприятности грозят нотариусу, их утвердившему. Родственники Федорова в худшем случае только лишатся части наследства, а у нотариуса могут не только отобрать лицензию, но даже и уголовное дело возбудить. Что думает по поводу разгорающегося скандала вдова Федорова Ирэна, вчера выяснить не удалось -- она комментировать сложившуюся ситуацию не стала.
Александр ШВАРЕВ