|
|
N°68, 17 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Охранная грамота
Почти четыре года назад при Минюсте была создана служба судебных приставов. Все это время деятельность исполнителей и охранников -- двух составляющих этой структуры -- подвергалась зачастую справедливой критике. В связи с этим судьи предлагают «за неуспеваемость» отобрать приставов у Минюста и передать их в ведение судебного департамента при Верховном суде. Пока речь идет только об охранниках.
Петр Серков, председатель Ульяновского областного суда, член президиума Совета судей РФ:
-- За последние годы в десятки раз возросло число случаев нападений на судей, поджогов зданий судов, краж из них. Не далее как 14 марта в председателя Верховного суда Ингушетии стреляли из гранатомета. Не лучше обстоит дело и с поддержанием порядка в судах. Люди приходят туда пьяными, в состоянии наркотического опьянения, хамят судьям. Исправить ситуацию должна была служба судебных приставов, созданная при Минюсте четыре года назад, в состав которой входит подразделение приставов-охранников. Принятый в 1997 году закон «О судебных приставах» предусмотрел ряд стадий формирования службы. Все они давно должны быть пройдены, а все суды находиться под надежной защитой. Однако этого не произошло. Многие суды до сих пор пользуются услугами вневедомственной охраны. А там, где есть приставы-охранники, они подчас просто не выполняют своих обязанностей. Например, в Воронежской области они не занимаются принудительным приводом уклоняющихся от явки в суд, но зато областное руководство управления юстиции использует их для охраны своих помещений. А в Алтайском крае приставы согласились заниматься приводами, только если судебный департамент обеспечит их машинами, горючим и оплатит командировочные.
В качестве оправдания Минюст использует всегда один и тот же аргумент -- недостаточная численность. Спорить с этим сложно. Восьми с половиной тысяч приставов-охранников явно недостаточно. Но насколько эффективно использует министерство даже тех сотрудников, которые у него есть? По закону главная задача охранников -- обеспечение безопасности судов. Между тем приоритетным для этого подразделения стало оказание силовой поддержки своим коллегам исполнителям. И понять их несложно, ведь часть денег от исполненных решений поступает на счет Минюста. Обращения представителей судейского сообщества в министерство с требованиями пересмотреть эту практику ни к чему не привели. Поэтому единственным выходом представляется передача службы охранников в ведение судебного департамента. Кстати, изначально именно так и планировалось, просто в 1997 году такой структуры еще не существовало. Да и законом «О судебном департаменте» на него возложена обязанность обеспечивать безопасность судей.
Анатолий Лукьянов, заместитель руководителя департамента службы судебных приставов Минюста РФ:
-- Передача приставов-охранников в ведение судебного департамента ни к чему хорошему не приведет. Необходимо серьезное увеличение их численности. На 2720 судов, а их число постоянно растет, приходится всего 8500 приставов. Между тем, по нашим расчетам, необходимо 33 тысячи сотрудников. Недостаточно у них и полномочий. Эффективно обеспечить безопасность судов пристав может только тогда, когда у него есть возможность получать оперативную информацию о подсудимых. Тем не менее за последний год нами было пресечено 10 тысяч противоправных действий в зданиях судов.
Поэтому совершенно очевидно, что передача охранников из одного ведомства в другое проблем не решит. Напротив, только породит новые. Приставы тесно связаны с другим структурным подразделением Минюста -- главным управлением исполнения наказаний. На базе ГУИНа охранники проходят подготовку, учатся, совершенствуют свои навыки. При передаче же их департаменту там придется вводить аналогичную систему. Помимо этого придется создавать специальную структуру, которая будет обеспечивать оборот оружия и боеприпасов приставов. Сейчас ГУИН занимается закупкой для них оружия, его хранением, ремонтом, наконец, утилизацией. Отрежь охранников от Минюста, и придется как минимум создавать специальные хранилища оружия в судах. А ведь ни для кого не секрет, что многие здания судов находятся едва ли не в аварийном состоянии.
Возникает еще один существенный вопрос: кто будет обеспечивать принудительное исполнение решений? Сейчас силовую помощь исполнителям оказывают приставы-охранники. А как быть, если они перейдут под крыло судебного департамента? А ведь само по себе судебное решение не дорого стоит, если оно не исполнено.
Материал подготовил Филипп СТЕРКИН