|
|
N°68, 17 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Враг государства
Покушение на Драшковича координировал глава сербской госбезопасности
Приказ о выполнении задания особой важности 32-летний сейчас офицер управления специальных операций службы государственной безопасности Сербии Ненад Буйошевич получил лично от шефа СГБ Раде Марковича в июне 1999 года. Генерал и офицер встретились без свидетелей в местечке Кошутньяк. «Маркович сообщил, что возлагает лично на меня выполнение сверхсекретной операции, -- рассказывает теперь Буйошевич следствию. -- Задание заключалось в ликвидации человека, которого генерал назвал «врагом государства, пособником албанских террористов, торговцев оружием и наркотиками».
«Врага государства» (о чем Буйошевич поначалу якобы не знал) звали Вук Драшкович, он возглавлял крупнейшую и самую опасную в ту пору для режима Слободана Милошевича оппозиционную партию «Сербское движение обновления». СГБ установила за Драшковичем слежку еще 10 лет назад -- и с той поры, как выяснилось, за его передвижениями круглосуточно наблюдала машина сопровождения.
Операцией по ликвидации руководил лично Раде Маркович. Он давал указания Буйошевичу по специально выданному мобильному телефону, номер которого был известен только шефу СГБ. 3 октября 1999 года груженный песком трейлер «Мерседес», перекрашенный из оранжевого в зеленый цвет, в кабине которого сидели Буйошевич и офицер управления спецопераций Ненад Илич, совершил на автомагистрали Ибар--Белград лобовое столкновение с кортежем из трех автомашин, в одной из которых находился Вук Драшкович. Погибли четыре высокопоставленных функционера СПО, но сам партийный лидер отделался ссадинами. «Медседес» с места преступления бесследно исчез, а из регистров автоинспекции оказались изъяты все документы, имеющие отношение к этому грузовику. Сразу после возвращения «с особого задания» в Белград офицер Буйошевич, как и было предписано, выбросил мобильный телефон в реку Саву.
Раскрытие причин случившегося на Ибарской магистрали Вук Драшкович сделал главным политическим требованием, однако во время пребывания Милошевича у власти полиция вела следствие ни шатко ни валко. Раде Маркович руководил СГБ в течение еще пяти месяцев после того, как в Югославии произошли демократические перемены. В Белграде поговаривали, что таковы были условия договоренности, достигнутой накануне смены власти некоторыми лидерами блока «Демократическая оппозиция Сербии» и сотрудниками Милошевича, понявшими, что изменения неминуемы. Многие наблюдатели полагали, что предусмотрительный генерал успел уничтожить все компрометирующие его (и бывшего президента) документы, если, конечно, таковые в архивах спецслужб имелись. Тем не менее сначала двух офицеров спецслужбы, а затем и Марковича арестовали -- и предъявили ему обвинение в организации нескольких политических убийств, главным из которых была попытка устранения Драшковича. Оказалось, что следствие располагает серьезными доказательствами против генерала -- если, конечно, показания Буйошевича подтвердятся. Сам генерал вины не признает и на вопросы следователей не отвечает. В том числе и на вопрос о том, по чьему именно указанию он организовал преступление на Ибарской автомагистрали.
Андрей СТАХОВ