|
|
N°3, 14 января 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вадим Перельман: «Считаю себя русским режиссером»
Фильм «Дом из песка и тумана» вышел на американские экраны в конце декабря минувшего года. 3 января в Лондоне состоялась европейская премьера картины. Российские зрители смогут увидеть «Дом из песка и тумана» в конце февраля.
Критика сочла картину лучшей за всю историю студии Dream Works (при том, что именно под эгидой этой студии свет увидели такие признанные фильмы, как «Красота по-американски» и «Гладиатор») и прочит ей сразу несколько оскаровских номинаций. Эту историю о борьбе двух не самых удачливых американцев (эмигранта, бывшего полковника иранских ВВС, и излечившейся наркоманки) за право владеть небольшим бунгало в Северной Калифорнии критик из Los Angeles Times назвал «масштабной, страстной историей, которая вызывает ответный отклик у зрителей». Национальный совет американских кинообозревателей оценил работу Вадима Перельмана как лучший режиссерский дебют уходящего года. «Дом из песка и тумана», снятый режиссером-новичком Вадимом Перельманом, -- это один из самых впечатляющих дебютов со времен «Красоты по-американски», -- пишет обозреватель Newsweek. Британский актер, лауреат «Оскара» Бен Кингсли за роль полковника Берани уже номинирован на «Золотой глобус» 2004 года в категории «Лучшая мужская роль».
Режиссер-дебютант Вадим Перельман эмигрировал из СССР в 1977 году. Сегодня он уже готовится к съемкам своего второго фильма -- «Талисман» по роману Стивена Кинга и Питера Страуба. Исполнительные продюсеры ленты, которая должна выйти на экраны в 2005 году, -- сам Стивен Спилберг и Кетлин Кеннеди.
В начале января Вадим ПЕРЕЛЬМАН впервые после отъезда приехал в Киев, где и дал интервью Елене ПОЛЯКОВСКОЙ.
-- Почему вы не приезжали в Киев до сих пор?
-- Наверное, потому что не был готов. Я и сейчас, мне кажется, не готов... Но я, конечно, об этом мечтал и думал постоянно.
-- Вы сами хотели уехать из СССР или это была мамина идея?
-- Нет. Это была моя идея. Я ничего не боялся. Видимо, потому что в том возрасте еще нет страха. Когда погиб папа и умерли бабушки и дедушки, я сказал маме: «Давай уедем. Это страна и город смерти, у нас здесь ничего не осталось». Мама, конечно, боялась, потому что была старше и умнее. Она понимала, что у нас там никого нет и мы не знаем языка, но я считал, что хуже не будет, и мы уехали.
-- Вам пришлось пережить исключение из комсомола, другие непременные атрибуты отъезда того времени?
-- Когда мы подали документы, маму, конечно, выгнали с работы, меня из школы. В комсомоле я, слава богу, не был, так что исключать не пришлось. Меня и в пионеры-то приняли на два года позже моих ровесников из-за плохого поведения.
-- А кино вы тогда увлеклись?
-- Нет, что вы. В кино я не ходил, телевизора у нас не было. Мы вообще жили в коммуналке. Я очень много читал, а кино я для себя открыл уже в Канаде, в 23 года.
-- И что же на вас так повлияло?
-- Я увидел документальный фильм про то, как Норман Джуисон (режиссер фильмов «Иисус Христос -- Суперзвезда» и «Скрипач на крыше». -- Ред.) что-то снимал. Я впервые увидел на экране, как снимается кино, и понял, что этот человек создает мир. Он берет пешки, фигуры и творит на экране свой мир. У меня этот мир был, но без контроля. У меня пешки падали и убивали другие фигуры. И тогда я понял, что делать свой мир -- это именно то, чего я хочу.
-- Но прежде чем прийти в кино, вы 12 лет работали в рекламе.
-- Да, это была отличная школа, потрясающий опыт работы с техникой и совсем неплохие деньги, но через пять лет мне надоело продавать и хотелось делать что-то свое.
-- В рекламе вы работали не только как режиссер, но и как монтажер. У вас не было соблазна смонтировать все самому в своей дебютной работе?
-- Да, я был монтажером, когда делал рекламу, и очень это любил. Я даже считаю, что монтажер из меня лучший, чем режиссер. В «Доме из песка и тумана» я многие сцены монтировал на домашнем компьютере, а уже потом показывал это монтажеру, таким образом объясняя, что мне нужно получить в результате.
-- Почему именно книгу Дюбуса вы выбрали для дебюта в кино?
-- Я думаю, что я просто был к этому готов. Я много читал, но эта книга потрясла меня. Когда читал, ревел как ребенок. И думал -- может быть, потому что я летел из Рима, а это был тот самый город, в котором мы когда-то ожидали канадскую визу, -- что, возможно, я просто замкнул некий круг и, завершая его, получил подарок. Книга, конечно, отличная.
-- А появление Андре Дюбуса в крошечном эпизоде фильма, чья это была инициатива?
-- Его. Он меня попросил. Он сказал: «Я написал книгу, я тебе ее отдал, дай мне в этом тоже поучаствовать». И я дал ему самую маленькую роль в фильме. Теперь я шучу, говоря ему: «Ты очень переигрывал».
-- В одном из ваших американских интервью я прочла, что сначала вы не решились сами писать сценарий и попросили сделать это Шона Лоренса Отто. Что вас так пугало?
-- Я начал читать рано, в три года. Телевизора не было, нечем было больше заняться, я очень много читал и мечтал стать писателем. Но, видимо, поскольку я этого очень хотел, то и очень боялся. Поэтому когда я купил права на экранизацию этой книги, то два месяца не мог подойти к этой работе. И решил нанять сценариста. Но у него не очень получилось, он переписал второй раз, но это опять было не то. Тогда я разозлился на себя и за 15 дней переписал сценарий.
-- У вас на площадке было несколько лауреатов «Оскара» (помимо исполнителей главных ролей Бена Кингсли и Дженнифер Коннелли еще оператор Роджер Дикинс и композитор Джеймс Хорнер). Как вам, дебютанту, удавалось с ними справляться? Как, например, сказать Бену Кингсли или Дженнифер Коннелли, что они делают не то, что вам нужно?
-- Необходимо быть дипломатом. Но весь фокус заключается в том, что это мой фильм. Актеры, конечно, помогают мне и делают потрясающую работу, но только я знаю, как должно получиться в результате. Или, по крайней мере, думаю, что знаю.
-- А как происходило ваше общение со Стивеном Спилбергом?
-- Я с ним вообще вначале не общался. Просто делал фильм с теми людьми, которые с ним работают. Потом он посмотрел материал и позвонил мне. И сказал, что для таких фильмов, как «Дом из песка и тумана» и «Красота по-американски», он и создавал студию Dream Works. Спилберг смотрел мой фильм, когда он уже был почти готов. И дал пару очень важных советов, которыми я воспользовался.
-- В американской прессе вас называют russian filmmaker...
-- Да, я сам считаю себя русским режиссером, потому что я снял именно такой фильм и буду делать такое кино. В России не боятся, чтобы сердце разрывалось, не боятся эмоций, не боятся сидеть и реветь. В мире все по-другому, не во всех странах, конечно, но в США по крайней мере...
-- Вам говорили, что вы сняли антиамериканский фильм?
-- Да, вот буквально только что в Лондоне сказали...
-- Герой фильма полковник Берани говорит, что американцы не заслужили того, что имеют...
-- Я с ним согласен, но только отчасти. Я просто думаю, что интересно показать американское общество и американскую мечту немного иначе.
-- Успех вашей картины -- успех дебютанта-эмигранта. Вы достигли того, что называется американской мечтой?
-- Я думаю, что этого никогда никто не достигает. Американская мечта -- это химера. Ты все время бежишь. Смотришь телевизор, рекламу, видишь, как все хорошо живут, но почему-то ты так не живешь, а лишь пытаешься этого достичь. И вот эта энергия, возникающая оттого, что ты бежишь, и кормит страну.
-- Персонажи вашего фильма борются за дом. Говорят, дом -- это то место, где человек счастлив. Где ваш дом?
-- У меня нет дома... Пока нет... Потому я, наверное, и боялся сюда приезжать. Потому что в Америке у меня нет своего дома, его не было ни в Канаде, ни в Италии. Я всегда был эмигрантом. И сейчас в Лос-Анджелесе тоже эмигрант.
-- То есть вы до сих пор чувствуете груз эмиграции?
-- Конечно, и всегда буду его чувствовать. У моего сына этого уже не будет. А я до конца дней останусь эмигрантом. Первое поколение эмигрантов всегда несет на себе этот груз.
Вадим Перельман родился в Киеве в 1963 году. Когда ему было девять лет, в автокатастрофе погиб его отец, а через пять лет Вадим вместе с матерью решает уехать из страны. Больше года они проводят в Вене и Риме, где тогдашние эмигранты ожидали разрешения на въезд в США и Канаду. Наконец семья Перельманов попадает к родственникам в канадский Эдмонтон. Мама выходит замуж, а у подростка не складываются отношения с отчимом. Шестнадцатилетний Вадим Перельман решает уйти из дома и начать самостоятельную жизнь. Он посещает Университет Алберты, специализируясь на физике и математике. Потом переезжает в Торонто и два года обучается в Киношколе Райерсона. Основывает свою собственную студию по производству рекламных роликов. Позже переезжает в Калифорнию, где также снимает рекламу и музыкальные клипы. Среди его заказчиков такие известные бренды, как Microsoft, General Motors, Panasonic, Nike. Однажды во время перелета из Рима в Ванкувер после съемок очередного рекламного ролика в римском аэропорту Вадим Перельман покупает бестселлер Андре Дюбуcа «Дом из песка и тумана». Книга производит на режиссера столь сильное впечатление, что он решает купить права на кинопостановку за свои собственные деньги. У Дюбуcа к тому времени уже были предложения экранизировать роман, но, поговорив с Перельманом, писатель приходит к выводу, что тот, как никто другой, способен прочувствовать драму героев, один из которых, полковник Берани, так же как и Вадим Перельман, эмигрант. Позже автор «Дома из песка и тумана» сказал о режиссере так: «Он понял эту историю лучше, чем я сам».
Беседовала Елена ПОЛЯКОВСКАЯ