|
|
N°2, 13 января 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Средний заработок в России должен достичь 3000--3500 долларов в год"
-- Консолидация режима Владимира Путина завершена. На новом политическом поле Путину нужен новый курс. Стержень повестки дня второго срока должен быть найден как можно скорее. Владимир Путин, как мне кажется, интуитивно (впрочем, не без влияния феноменального успеха «Родины») нашел его: «государство должно повысить уровень благосостояния граждан».
Новый курс Путина -- это прежде всего инвентаризация, модернизация и расширение сферы социальной ответственности государства. Если говорить о конкретных целях, то их можно обозначить так: сокращение за четырехлетний срок количества граждан за чертой бедности с 31 млн человек до 12--15 млн; создание системы качественных услуг в ЖКХ, образовании, медицине, на общественном транспорте; резкий рост системы ипотечного кредитования; общий рост доходов населения примерно в 1,7--2 раза. Средний заработок в России должен достичь 3000--3500 долларов в год (уровень благосостояния начала 1970-х годов в сопоставимых ценах). Президент нашел новую удачную формулу взаимоотношений власти и бизнеса, и шире -- власти и экономики страны: «администрирование». Раньше она использовалась по преимуществу в сфере государственных финансов («налоговое и бюджетное администрирование»), но теперь явно преодолеет ее рамки.
Борьба с бедностью и улучшение финансирования бюджетной сферы как главные направления роста благосостояния требуют мобилизации бюджетных средств. Владимир Путин ясно дал понять, что эта мобилизация будет происходить отнюдь не путем национализации. Администрирование в логике президента предстает как обширный комплекс мер, направленный на стимулирование роста налоговых и неналоговых доходов бюджета.
Что может представлять собой «администрирование для благосостояния»? Прежде всего это административная реформа, сокращение неэффективных госфункций и радикальное уменьшение административной ренты. Кроме того, необходимо усиление налогообложения нефтяных компаний в условиях благоприятной конъюнктуры: дифференциация налога на добычу полезных ископаемых, дифференциация обложения различных месторождений, дифференциация лицензионных платежей и постепенный переход от лицензий к концессионным соглашениям, введение налога на сверхприбыль в добывающем секторе.
Результатом последовательно проводимой политики «нового администрирования» (в сочетании с относительно высокими темпами увеличения ВВП, конечно) должен стать рост бюджетных доходов в течение следующего четырехлетнего срока примерно в два раза. Именно этот рост -- единственно возможная основа «государства благосостояния».
Дмитрий ОРЛОВ, заместитель генерального директора Центра политических технологий