|
|
N°103, 15 августа 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На дне
В глубинах Баренцева моря решается судьба 107 российских моряков
Ко вчерашнему вечеру стало ясно, что ситуация на терпящей бедствие в Баренцевом море атомной подлодке «Курск» складывается отчаянная. Если еще в полдень штаб-квартира российского ВМФ бодро рапортовала всего лишь «о некоторых неполадках», возникших на борту субмарины, то уже через несколько часов тональность сообщений резко сменилась. Главнокомандующий Военно-Морским флотом Владимир Куроедов был вынужден признать, что «несмотря на все предпринимаемые действия в ситуации, в которой оказалась подлодка «Курск», шансы на благополучный исход, к сожалению, не очень высоки». В штабе Северного флота, с которым связалась газета «Время новостей», пояснили, что под «благополучным исходом» сейчас подразумевается исключительно спасение жизней членов экипажа: «Цель начавшейся спасательной операции -- это люди, оставшиеся внутри затонувшей лодки, спасение самого «Курска» приказано отложить на потом».
Атомная подводная лодка (АПЛ) попала в аварию в ходе проводившихся Северным флотом широкомасштабных учений. Связь с «Курском» была потеряна в понедельник утром, когда подлодка должна была, завершив отработку учебных задач, взять курс на базу. До сих пор не вполне понятно, что же собственно произошло на ее борту: «Курск» ушел на дно практически мгновенно, даже не успев передать сигнала бедствия. И лишь когда он в очередной раз не вышел на связь (правила российского ВМФ предписывают радиоконтакт АПЛ с базой через каждые два часа), в штабе СФ забили тревогу. Возвращавшиеся с учений корабли получили приказ начать поиск, командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов был срочно переброшен вертолетом к месту событий и приступил к руководству спасательной операцией с борта тяжелого ракетного крейсера «Петр Великий». В итоге через несколько часов лодку удалось обнаружить на дне Баренцева моря на глубине около ста метров, в точке с координатами 69 градусов 40 мин. северной широты и 37 градусов 35 мин. восточной долготы или, по словам самих моряков, «приблизительно в 12 часах хода от базы». В итоге, к вечеру к месту аварии удалось стянуть основные силы СФ и начать подготовку к спасательной операции, которая должна быть проведена ночью. Прогнозировать вчера ее итоги в штабе флота категорически отказывались, ссылаясь на то, что информация о ситуации на лодке практически отсутствует. Правда, по крайней мере часть из 107 членов экипажа субмарины к моменту подхода спасательных судов оставалась в живых: с ними удалось наладить связь «путем перестукивания». Однако основные системы, позволяющие экипажу спастись в аварийных условиях -- пороховые генераторы продувки балластных цистерн и спасательная капсула -- по всей видимости, вышли из строя или их невозможно было использовать из-за того, что лодка легла на грунт с большим креном.
Осмотр затонувшей лодки с помощью специального подводного аппарата подтвердил предположения специалистов о том, что авария связана с повреждением ее корпуса. Причем, видимо, речь идет не о самопроизвольном взрыве торпеды, а о столкновении «Курска» с каким-то объектом, поскольку разрушения отмечены не только в носовой части, но и на рубке АПЛ. При этом ни один из находившихся в районе учений кораблей СФ не пострадал, так что скорее всего на пути «Курска» оказалась иностранная подлодка. По крайней мере наши источники в штабе СФ допускают, что к нынешнему утру ситуация в Баренцевом море может еще больше осложниться: «Не исключено, что где-то рядом с нашим «Курском» лежит американская или английская субмарина, которой еще не хватились лишь потому, что они должны выходить на связь лишь раз в сутки».
Справка
Многоцелевая подводная лодка К-141 «Курск» -- это один из самых молодых российских подводных атомных ракетоносцев. Он был принят в эксплуатацию 30 декабря 1994 года, завершив собой серию из 11 подлодок проекта №949А «Антей» («Оскар-II» по западной классификации). Субмарина несет на своем борту 24 пусковые установки крылатых ракет «Гранит», предназначенные для борьбы с крупными надводными кораблями противника (за что лодка и была прозвана «убийцей авианосцев»). Ее полный экипаж насчитывает 130 человек, однако в последние годы из-за финансовых проблем лодки, как правило, выходят в море с меньшим составом команды. Командование ВМФ утверждает, что в момент аварии на борту «Курска» не было ядерного оружия, хотя в принципе ракеты «Гранит» могут использоваться как в обычном, так и в ядерном оснащении боеголовки. Впрочем, само то, что на учения лодка вышла без ядерного вооружения на борту, выглядит вполне достоверно. А вот официальные заявления штаб-квартиры ВМФ о том, что «ядерную энергетическую установку экипаж сразу же заглушил», можно будет считать подтвержденными, лишь когда станет ясно, что же в действительности произошло на борту «Курска». Лодки этого класса снабжены двумя атомными реакторами типа ОК-650, мощность каждого из которых составляет 190 мегаватт.
Столкновения атомных подводных лодок не являются чем-то исключительным. Последний раз подобный инцидент произошел 19 марта 1998 года вблизи побережья Лонг-Айленда (штат Нью-Йорк), когда американская стратегическая подлодка «Кентукки» протаранила многоцелевую АПЛ «Сан Хуан». Неоднократно случались и столкновения российских подлодок с американскими. В феврале 92-го почти в том же месте, где сейчас произошла авария «Курска», американская субмарина «Батон Руж» протаранила нашу АПЛ проекта №945, а годом позже здесь же столкнулись российский стратегический ракетоносец К-407 («Дельта-VI») и подлодка США «Грейлинг». Москва не раз протестовала против того, что подлодки США продолжают следить за российским флотом, но в Вашингтоне до сих пор предупреждения об опасности таких действий предпочитали игнорировать.
Юрий ГОЛОТЮК