|
|
N°2, 13 января 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Прокуратура -- явление политическое"
Вчера российская прокуратура отмечала свой очередной день рождения. Событие на первый взгляд не столь уж значительное, однако с учетом того, какую роль играет эта правоохранительная структура в нынешней политической, да и в экономической жизни страны, весьма заметное. Владимир Путин, поздравляя прокуроров, отметил, что им необходимо "понимание общественной значимости" работы прокуратуры. И это были самые неприятные слова главы государства. Ничего о значении работы прокуроров для экономики и инвестиционного климата, о необходимости самой прокуратуре строго придерживаться закона он говорить не стал. Впрочем, для президента значимость прокуратуры очевидна: ее работники ведут "непростую работу по укреплению законности и правопорядка в стране, защите прав и свобод российских граждан". Свое мнение о роли и месте прокуратуры в жизни страны корреспонденту газеты "Время новостей" Наталье РОЖКОВОЙ высказал сопредседатель Совета по национальной стратегии Иосиф ДИСКИН.
-- За последние годы был проведен ряд законодательных изменений, которые успешно вписали прокуратуру в основной контекст правового регулирования в стране. Но, к сожалению, в России политическая практика отстает от письменных норм закона. Прокуратура у нас выполняет две функции. Первая -- расследование и руководство расследования крупнейших дел, второе -- общий надзор за законностью. В смысле надзора за законностью представители прокуратуры за последние три года действительно проделали большую работу по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным. К сожалению, последние годы прокуратура выступала ярым оппонентом либерализации законодательства. Во-первых, ее сотрудники очень сопротивлялись ограничению роли прокуратуры при решении вопроса об аресте. Во-вторых, прокуратура неоднократно демонстрировала свою несостоятельность при решении вопроса об экстрадиции, проигрывала крупные дела, что вызывало сомнения в уровне профессионализма. Последний раз при решении вопроса о выдаче Закаева свидетель, выехав за границу, изменил позицию и отказался от дачи показаний. В юридической практике это считается позором.
Прокуратура -- явление политическое, но она показывает непонимание своего места в политике и последствий своих действий в принятии тех или иных решений. Это было ясно видно на примере ареста господина Ходорковского. Если бы его освободили под подписку о невыезде, а он бы предпринял попытку к бегству, тогда можно было бы взять его под арест, и вся страна бы это поддержала. Даже президент говорил, что он не понимает, зачем выносить такую жесткую меру пресечения. В такой ситуации прокуратура может защищать свою позицию, но разъясняя ее. А когда ее разъясняет заместитель генерального прокурора, от слов которого уши вянут, то это просто дискредитирует слуг закона в стране.
Поэтому, с моей точки зрения, прокуратура сегодня является деструктивным фактором в стране. Удивительно, но прокуратура -- последний заповедник советской власти в нашей стране. Страна значительно эволюционировала, а прокуратура осталась с прежними представлениями о своей исключительной роли и без понимания своих новых функций. Без реформирования прокуратуры невозможно дальнейшее усиление роли закона. Но это реформирование должно быть прежде всего кадрово-этическим, потому что с юридической точки зрения там уже все сделано. Вопросы вызывает только функция общего надзора, но я думаю, ее можно сохранить. Главное сейчас -- осознать новую роль и миссию прокуратуры в новой государственной системе.
|