|
|
N°2, 13 января 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нефть зажали в проливе
Пробка на Босфоре принесла убытки российским компаниям
Российская нефть поступает на европейские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) с большим опозданием от графика. Из-за плохой погоды в проливах Босфор и Дарданеллы образовалась пробка из танкеров, перевозящих сырье в порты Средиземноморья, в которой суда вынуждены простаивать по 20--25 дней. Расходы оплачивают российские нефтяники, которых пока спасают высокие цены на нефть.
Как говорят в отечественных нефтекомпаниях, проблемы начались еще осенью. Турция ограничила вход в пролив для крупнотоннажных танкеров, на которых, как правило, перевозится нефть из Новороссийска в порты Средиземноморья. В частности, эти суда пропускали через Дарданеллы только в светлое время суток. С наступлением осени ситуация усугубилась из-за плохой погоды и туманов, характерных для Черного моря в этот сезон. Сейчас танкерам требуется почти месяц для того, чтобы пройти через пролив.
По данным The Financial Times, в результате Европа стала испытывать нехватку нефти и некоторые заводы Испании, Италии, Франции и Германии вынуждены ограничивать переработку. Издание ссылается на представителя одного из испанских НПЗ, который заявил, что подобные проблемы серьезно повлияли на бизнес: завод вынужден докупать нефть на спотовом рынке по более высоким ценам и того качества, которое меньше подходит к данным перерабатывающим мощностям (как известно, практически все НПЗ Европы ориентированы на российское сырье марки Urals и иракское Kirkuk).
Однако аналитик московского представительства нефтяного агентства Argus Александр Ершов отмечает, что большинство потребителей уже к началу декабря приспособились к ситуации, скорректировав график поставок и покупая недостающий объем сырья у компаний, транспортирующих его через Балтику. Впрочем, трудности у продавцов прекратятся не раньше, чем закончится зимний сезон. «Нельзя сказать, что задержка судов в проливе вызвала серьезный дефицит на европейском рынке, но она снизила рентабельность продаж», -- утверждает эксперт. Дело в том, что большая часть контрактов на поставку нефти заключается на условиях FOB, когда ее транспортировкой занимается продавец, так что простой в проливе значительно повышает цену перевозки и снижает прибыль, которую получают нефтяники от сделок.
В российских компаниях признают, что несут потери, но комментировать ситуацию отказываются, равно как и сообщать о размере убытков.
Между тем вчера посол Турции в Москве Куртулуш Ташкент в эфире радиостанции «Эхо Москвы» подтвердил, что проблемы транспортировки объясняются как плохой погодой, так и ограничительными мерами, принятыми Анкарой. По его словам, Турция проводит регулярные консультации по этому вопросу с Москвой, и последние прошли месяц назад, когда членов российской делегации специально возили в Стамбул, чтобы «ознакомить с тем, как будет теперь осуществляться проход судов по проливам».
Впрочем, в «Транснефти» утверждают, что затор на Босфоре практически не остановил экспорт нефти через порты Черного моря. «Резервуары в порту Новороссийска не переполнены, трубы не остановлены, -- заявил газете «Время новостей» вице-президент компании Сергей Григорьев. -- Несколько дней назад действительно были некоторые перебои с загрузкой танкеров, когда они стояли в пробке, но сейчас все работает нормально».
Денис РЕБРОВ