|
|
N°2, 13 января 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Двое за всех
Вынесен приговор участникам подрыва жилых домов в Москве и Волгодонске
Мосгорсуд вчера огласил вердикт по делу о взрывах жилых домов в столице и Волгодонске в сентябре 1999 года. Единственные обвиняемые в этих терактах -- Адам Деккушев и Юсуф Крымшамхалов -- приговорены к пожизненному заключению. Остальные «герои» расследования для спецслужб недоступны. Заказчики взрывов Хаттаб и Абу Умар, а также исполнители Равиль Ахмяров, Денис Сайтаков, Заур и Тимур Батчаевы, по данным следствия, погибли. Судьба пятого подрывника, Хакима Абаева, до конца не ясна: по одним данным, он погиб, по другим -- где-то скрывается. Организатор терактов Ачимез Гочияев до сих пор находится в розыске, и, как заявили вчера в ФСБ РФ, пока он не найден, расследование основного дела о взрывах домов не может считаться завершенным.
В результате взрывов жилых домов в Москве и Волгодонске погибли 240 человек, около тысячи были ранены. И хотя список всех обвиняемых по этому делу был оглашен спецслужбами уже через несколько недель, задержать никого долго не удавалось. Так, в Чечне спецслужбы ликвидировали Хаттаба при помощи отравленного письма, Сайтаков сам подорвался на мине. Крымшамхалов и Деккушев скрывались в Грузии, где их в 2002 году задержали местные власти, а потом экстрадировали в Россию.
По данным адвокатов обвиняемых, до конца 90-х годов Крымшамхалов и Деккушев вели вполне мирный образ жизни. Первый долго занимался классической борьбой, потом служил в армии. По возвращении Крымшамхалов долго не мог найти нормальной работы, а потом познакомился с членами действовавшего в Карачаево-Черкесии «Мусульманского общества №3». Возглавлял эту организацию Ачимез Гочияев, и именно ее участники и осуществили позже теракты. Деккушев работал водителем на одном из местных предприятий, но потом завод закрылся, жена с ребенком ушла, деньги кончились. И тогда он тоже вступил в «Общество №3».
По версии Крымшамхалова, в 1999 году новые приятели предложили ему заняться нелегальной, но прибыльной коммерцией. Надо было организовать маленький цех, смешивать в нем компоненты сухой краски, а потом сбывать ее по липовым накладным. Мужчина арендовал гараж в родном поселке Мирный и поставил туда бетономешалку. Компоненты для «сухой краски» закупал Деккушев. По его признанию, он объезжал вместе с рядом подельников предприятия и скупал селитру и алюминиевую пудру. Все это доставлялось в Мирный, смешивалось с гексогеном, и получалась мощная взрывчатка. Всего было изготовлено около 10 тонн такой смеси. В сентябре 1999 года в Мирный приехал организатор этого производства Ачимез Гочияев с Сайтаковым. Они забрали часть взрывчатки и уехали в Москву. Когда в столице произошли теракты, Крымшамхалов, Деккушев и еще один участник «Общества №3» Тимур Батчаев ехали в Волгодонск на другой машине со взрывчаткой. По данным следствия, вначале они хотели взорвать Цимлянское водохранилище, но потом решили «ограничиться» жилым домом.
После терактов Деккушев и Крымшамхалов прошли обучение в одной из диверсионных школ Абу Умара, а после начала боевых действий в Чечне уехали в Грузию. Деккушев там завел новую семью, Крымшамхалов стал имамом одного из джамаатов и получал от арабских боевиков неплохие средства. Сначала грузинским спецслужбам удалось арестовать Деккушева. При этом он, не желая сдаваться, установил в доме растяжку с гранатой, но подорвалась на ней его жена. Крымшамхалов, почувствовав опасность, решил вместе с Тимуром Батчаевым уйти в Азербайджан. Помочь перейти границу им пообещал один знакомый, но когда беглецы приехали в условленное место, их ждала засада. В перестрелке Батчаев был убит, Крымшамхалов, истратив все патроны, сдался.
Суд над арестованными начался осенью, и вчера им был вынесен вердикт. Служители Фемиды признали их виновными по семи статьям УК и приговорили к пожизненному заключению. Также суд постановил взыскать с Крымшамхалова и Деккушева более 1,8 млн руб. в счет компенсации материального вреда и 3 млн руб. в качестве компенсации морального ущерба потерпевшим (речь идет о тех, кто подал официальные иски).
Обвинитель Сергей Вербин и адвокат пострадавших Игорь Трунов остались удовлетворены вердиктом, а адвокаты обвиняемых уже вчера обжаловали его в Верховном суде. «Данный приговор -- катастрофа для правосудия, -- заявил нам адвокат Крымшамхалова Шамиль Арифулов. -- Обвинение, представляя в суде материалы следствия, шло на различные нарушения. В частности, в уголовном деле более ста различных экспертиз, а представитель прокуратуры использовал лишь десять из них, причем в выгодной для обвинения интерпретации. В частности, не зачитывались выводы экспертов. Показания свидетелей также оглашались выборочно. Обвинение не скрывало, что его главная цель не установить истину, а преподать урок обществу, и добилось своего».
Александр ШВАРЕВ