|
|
N°2, 13 января 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Льгот не будет
Серьезных изменений налоговой системы в этом году не ожидается
На весенней сессии депутаты должны завершить принятие налоговых законопроектов, с тем чтобы с 2005 года все основные законы уже вступили в силу. Незадолго до первого "установочного" пленарного заседания в Думе, свое видение приоритетов законодательной деятельности высказал премьер. Все ранее обнародованные налоговые планы правительства по возможному снижению ЕСН и повышению имущественных налогов остаются в силе. Корректировка планов ожидается лишь по предполагаемой реформе налогообложения ТЭК.
Пугающее и без того испуганных нефтяников выражение "природная рента", похоже, так и останется в фантазиях депутатов, продвигавших перед выборами эту идею. В свое время по этому поводу весьма в положительном ключе высказывался и Минфин, в недрах которого готовились расчеты относительно рациональности введения рентных платежей. Теперь же Белый дом открещивается от этой идеи, устами премьера уверяя, что даже такого термина на вооружении правительства нет.
Одновременно правительство намерено отказаться и от идеи дифференциации НДПИ. Нерентабельным месторождениям льготные налоговые условия предоставлены не будут. Правда, защитник дифференциации, МЭРТ, соответствующий законопроект все же намерен внести в Думу, однако ослабление налоговой нагрузки на нефтяников у нынешней Думы, похоже, будет совсем не в моде. Не понятое никем до конца, но однозначно высказанное президентом поручение «изъять у нефтяников сверхприбыль» станет новой заботой бюджетного комитета, сменившего прежнего своего главу, противника подобного подхода.
Каким образом будет законодательно оформлена процедура изъятия сверхприбыли, пока не ясно. Известен лишь общий подход: налог будет расти в геометрической прогрессии при превышении ценами на нефть определенного уровня.
В остальных же налоговых преобразованиях особой интриги не ожидается. ЕСН, возможно, будет снижен, а возможно, и не будет, заявляет правительство. Все должно стать ясно только после того, как в конце февраля будут подготовлены данные о том, насколько активно пополняются фонды соцстраха и обязательного медицинского страхования. Вопрос о дальнейшем снижении НДС до 16% будет поставлен только после того, как станет понятно, какой эффект принесло запланированное на лето введение НДС-спецсчетов.
Рядовым гражданам наступивший год позитивных налоговых новаций тоже не обещает. Не исключено, что после выборов встанет вопрос о повышении ставки подоходного налога и ее дифференциации для более оптимального налогообложения состоятельных слоев населения. Третьего чтения ждет в Думе принятый еще прошлой весной пакет законов о реформе имущественных налогов. Ставка налога на имущество физлиц, дарение и наследование будет несколько снижена, однако оценка имущества для налогообложения будет проводиться по рыночной цене. В среднем это повысит налог в три-пять раз. Льготы же для всех категорий населения будут ликвидированы. Аналогичный подход уже реализован в отношении налога на имущество организаций, вступившего в силу с нового года. Льготные правила налогообложения для ряда организаций пытался отстоять Совет Федерации, однако сделать это удалось лишь для нескольких десятков федерально значимых предприятий. Можно ожидать, что и в отношении населения законодатели поступят так же сурово, оставив лишь самое минимальное количество льгот.
Ирина СКЛЯРОВА